Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Проскурякова, Татьяна Авенировна

Проскурякова, Татьяна Авенировна

Археологи

23 января 1909 - 30 августа 1985

американский археолог, лингвист и иллюстратор русского происхождения, исследователь культуры майя


Татьяна Авенировна Проскурякова (англ. Tatiana Avenirovna Proskouriakoff, 23 января 1909, Томск, Россия — 30 августа 1985, Кембридж (Массачусетс), в 1998 году перезахоронена в Пьедрас-Неграс, Гватемала) — американский археолог, лингвист и иллюстратор русского происхождения, исследователь культуры майя.

Биография

Проскурякова родилась в Томске в семье инженера-химика Авенира Проскурякова и врача Алии Некрасовой. Когда началась Первая мировая война, Авенир Проскуряков был признан не годным к военной службе из-за слабого сердца и был назначен инспектором артиллерийских орудий. Вскоре после этого он был отправлен за границу для надзора за изготовлением оружия для России. В 1915 году ещё ребёнком Татьяна отправилась с семьёй в США. Корабль, на котором они плыли, был скован льдами. Во время плавания Татьяна и её сестра серьёзно заболели и их отправили обратно по льду. Со своей семьей они воссоединились в следующем, 1916 году. Проскуряковы негативно отнеслись к Октябрьскому перевороту.

Впоследствии Татьяна приезжала в Россию только единожды, чтобы встретиться с советским майянистом Ю. В. Кнорозовым. После обучения на архитектора в Пенсильванском государственном университете Татьяна работала археологическим иллюстратором. Её способность совмещать знания в области искусства, археологии, культур различных народов помогли ей создать общую картину культуры майя. Проскурякова работала с 1941 года в институте Карнеги и с 1958 по 1977 год в Музее Пибоди в Гарварде. В 1962 году Проскурякова была отмечена медалью Альфреда В. Кидлера, а в 1984 году получила высшую награду Гватемалы — Орден Кетцаля.

Особый вклад Татьяна Проскурякова внесла в расшифровку письменности майя. Хотя ей не удалось окончательного расшифровать систему письменности майя, она внесла большой вклад в расшифровку текстов майя в Пьедрас-Неграс (Piedras Negras), а также стел в Тикале и Чичен-Ице. Проскурякова сделала вывод, что надписи майя повествуют о событиях из жизни правителей майя, что позволило идентифицировать многочисленные глаголы (например, умереть, родиться и т. д.). Она также сыграла важную роль в утверждении на Западе предложенного Кнорозовым способа дешифровки майянской письменности в противовес ошибочной «символической» теории Эрика Томпсона, слывшего непререкаемым авторитетом в майянистике и считавшего систему Кнорозова «коммунистической пропагандой»..

Ссылки

  • Татьяна Авенировна Проскурякова (биография, рус.яз.)
  • История расшифровки письменности майя
  • Биография (англ.)

Труды

  • An Inscription on a Jade Probably Carved at Piedras Negras (1944). Notes on Middle American Archaeology and Ethnology 2:142 - 147.
  • An Album of Maya Architecture (1946). Carnegie Institution of Washington, Notes on Middle American Archaeology and Ethnology , 3 143-150. 1-е изд.: University of Oklahoma Press, 1963, 2-е изд.: Dover Publications, 2003, ISBN 0-486-42484-7.
  • The Death of a Civilization (1946) Scientific Monthly de diciembre de 1946, pp. 82-87.
  • A Study of Classic Maya Sculpture (1950). Carnegie Institution of Washington. Martino Publishing, ISBN 1-57898-653-2.
  • Definitions of Maya Art and Culture (1959). The Art Quarterly 23:111-124.
  • Bonampak, Chiapas, Mxico (1955) Carnegie Institution de Washington (602). Соавторы: Karl Ruppert и J.E.S. Thompson.
  • Historical Implications of a Pattern of Dates at Piedras Negras, Guatemala (1960). American Antiquity 25:454-475.
  • Historical Data in the Inscriptions of Yaxchilan (1964). Estudios de Cultura Maya, 1-е изд.: 1960 - 3:149-167, 2-е изд.: 1964-4:177 - 201.
  • Resea de Edzn, Campeche, Mxico. Settlement Patterns and Monumental Architecture (1969). American Anthropologist 73(4): 917-918.
  • Resea de Kultura Drevnikh Maya, by R. V. Kinzhalov (1972). American Anthropologist 74:36.
  • Jades from the Cenote of Sacrifice, Chichen Itza, Yucatan (1974). Memoirs Vol. 10 N 1, Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, en Cambridge, Massachusetts.
  • Olmec Gods and Maya God-Glyphs (1978). Codex Wauchope: A Tribute Roll, edit by M. Biardino, B. Edmonson and W. Cremer, pp. 113-117. Human Mosaic Vol. 12. Tulane University New Orleans.
  • Incidents of Ancient Maya History (1984) Proceedings of the American Philosphical Society 128:164-166. Philadelphia.
  • Maya History (1993). Texas Univer., Austin.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ