Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Петляков, Владимир Михайлович: биография

Хотя ТБ-4 не был запущен в серию, он сыграл большое значение, так как стал основой для агитсамолёта АНТ-20 «Максим Горький», крупнейшего самолёта с сухопутным шасси того времени: высота 11 м, длина 33 м, размах крыла 63 м, максимальный снаряженный вес 53т, силовая установка — 8 двигателей общей мощностью 7,200л/c. И по сей день этот самолёт входит в 10-ку крупнейших пассажирских самолётов всех времен. На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери… К сожалению, агитационный полет самолёта 18 мая 1935 г. закончился трагически. Выполнявший фигуру высшего пилотажа вокруг Максима Горького летчик Н. Благин, не справился с управлением и его И-5 упал на средний двигатель самолёта-гиганта. «Максим Горький» продолжил полет, однако оторвавшийся от И-5 хвост попал в органы управления, после чего самолёт завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе… Все 11 членов экипажа, 47 пассажиров и Благин погибли.

В. М. Петляков сыграл большую роль в самолёте АНТ-25 «РД» [Рекорд дальности], впервые поднятом в воздух 22 июня 1933 г. М. М. Громовым: он разработал для него крыло-цистерну большого удлинения, а также был руководителем рекордных перелетов. На этом самолёте летом 1937 г. были совершены два выдающихся перелета: сначала В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым через Северных полюс в США, а затем М. Громовым, А. Юмашевым и С. Данилиным через Северный полюс с США с рекордной дальностью по прямой 10,148 м и 11,500 м по ломаной.

Но основными самолётами, принесшими известность В. М. Петлякову и названными его именем стали Пе-2 (и его модификации) и Пе-8 (получивший это название после трагической гибели авиаконструктора в 1942 г.).

В 1934 г. бригада В. М. Петлякова получила задание на разработку дальнего четырёхтомного бомбардировщика класса «летающая крепость» ТБ-7 (АНТ-42), аналога американского B-17. Из-за отсутствия необходимых двигателей и других проблем разработка самолёта заняла довольно долгое время: первый его полет состоялся лишь 22 декабря 1936 г. Возможно, столь долгая разработка и стала причиной обвинений Туполева и Петлякова во вредительстве, приведших к их аресту в ноябре 1937 г. Дальнейшая доработка самолёта осуществлялась заместителем Петлякова И. Незвалем.

Несмотря на то, что самолёт был выпущен всего в количестве 93 экземпляров, он имел большое политическое значение. В августе 1941 г. самолёты ТБ-7 бомбили Берлин. 29 апреля 1943 г. на Кенигсберг была сброшена специально разработанная для Пе-8 (так самолёт стал называться в 1942 г. уже после гибели В. Петлякова) 5-тонная фугасная бомба ФАБ-5000, уникальная для своего времени. Пе-8 активно применялся на Курской дуге. 19 мая 1942 г. экипаж Пе-8 во главе с Героем Советского Союза Э. Пусепом доставил советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым в Великобританию, а затем США. Полет пролегал над оккупированными Германией странами Европы на высоте, недоступной для зенитных установок. Результатом перелета стала предварительная договоренность об открытии второго фронта, позднее закрепленная лидерами государств на конференции в Тегеране.

Пе-8 стал первым отечественным тяжелым бомбардировщиком дальнего действия (иначе — стратегическим бомбардировщиком), предшественником созданного на базе B-29 уже после войны самолёта Ту-4.

После полугода проведенных в Бутырской тюрьме в ожидании приговора вместе с другими заключенными инженерами Петляков был переведен в созданное по указанию Л. Берии ОКБ СТО НКВД, где получил задание на разработку дальнего высотного скоростного трехместного истребителя с индексом СТО (100). Основной боевой задачей самолёта должно было стать сопровождение тяжелого бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8) в его полетах в глубокий тыл врага.

В начале 1939 г. бригада В. Петлякова была переведена в здание КОСОС ЦАГИ на ул. Радио, где приступила к цеховым работам. В июле макетная комиссия приняла самолёт с незначительными замечаниями, после чего началось изготовление опытного образца и его дублера.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ