Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Петляков, Владимир Михайлович

Петляков, Владимир Михайлович

Конструкторы

27 июня 1891 - 12 января 1942

советский авиаконструктор


Владимир Михайлович Петляков (1891—1942) — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии первой степени.

Биография

Владимир Михайлович Петляков родился 15 июня (по новому стилю — 27 июня) 1891 года в семье Михаила Ивановича Петлякова и Марии Евсеевны Письменской. Всего в семье было пятеро детей, Володя был вторым ребёнком и первым сыном. Отец был родом из Павловского района Воронежской области, мать — из Таганрога. Семья жила в Москве, в районе Солянки, но родился Володя в селе Самбек, в 7 км от Таганрога, где молодые родители были на отдыхе.

Когда Володе было 5 лет, скоропостижно скончался его отец, и мать Мария Евсеевна с пятью детьми была вынуждена вернуться к родителям в Таганрог. Несмотря на тяжелое материальное положение Мария Евсеевна стремилась дать всем своим детям образование. По окончании в 1902 г. приходского училища Володя становится студентом недавно открытого Технического училища — первого на юге России. [В 1966 году к 75-летию со дня рождения В. М. Петлякова названо его именем].

Параллельно с учёбой, чтобы помочь матери материально, Володя работает помощником мастера в железнодорожных мастерских и кочегаром.

По окончании Технического училища в 1910 г. Петляков отправляется в Москву, где после посещения Политехнического музея решает поступать в Императорское Московское техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Но первая попытка была неудачной и Петляков возвращается в Таганрог, где поступает на работу техником-механиком по ремонту паровозов и вагонов, а вечерами сидит за учебниками, в основном по математике и физике.

В 1911 году Петляков поступает на механический факультет будущего МГТУ. Здесь на правах вольнослушателя он посещает лекции Н. Е. Жуковского по аэродинамике. Но на втором курсе ему приходится приостановить обучение и вернуться домой, чтобы помочь семье.

В течение почти 10 лет до продолжения учёбы Владимир Михайлович работает на Макеевской рудничной спасательной станции в Донбассе, в мастерской архитектора Беликовского в Москве, на Брянском механическом заводе по вытачиванию корпусов трехдюймовых снарядов (шла Первая мировая война), на фарфоровом заводе, в аэродинамической лаборатории МВТУ и наконец снова в железнодорожном депо Таганрога, где он «дорастает» до исполняющего обязанности начальника участка службы тяги.

В июне 1921 г. вышел декрет Совета Народных Комиссаров о возвращении студентов на учёбу в высшие учебные заведения и Петляков возвращается завершить обучение в МГТУ и поступает лаборантом в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1922 г. Петляков защищает на «отлично» дипломный проект «Легкий одноместный спортивный самолёт», получив диплом инженера-механика. Профессор А. И. Путилов: «Вывешенные чертежи дипломного проекта были выполнены настолько красивыми, что удивляли даже опытных конструкторов. Вычерченный самолёт в пространстве, казалось, взлетит с ватмана и поднимается в воздух». Уникальность проекта заключалась, в частности, в моноплановой конструкции и использовании металлических элементов (в то время в моде были деревянные бипланы). Совершивший свой первый полет 21 октября 1923 г. самолёт по предложению Владимира Михайловича Петлякова был назван «АНТ» [Андрей Николаевич Туполев].

После окончания МВТУ Петляков переводится в ЦАГИ на должность инженера-конструктора. Здесь он участвует в первых проектах это института: постройке глиссера АНТ-1, постройке и испытаниях аэросаней, планеров, постройке дирижабля и других проектах.

Начиная со второго самолёта серии АНТ (АНТ-2) — первого полностью металлического самолёта, Петляков отвечает за все крылья ов А. Н. Туполева. Одним из изобретений В. М. Петлякова, совместно с его помощником В. Н. Беляевым, стал метод расчета многолонжеронного крыла, получивший название «метод Петлякова».

АНТ-3 (Р-3) стал первым «рекордным» самолётом. В 1926 г. на первом из них, названном «Пролетарий», летчик М. М. Громов совместно с бортмехаником Г. В. Радзикевичем облетели большинство столиц Европы (Москва — Берлин — Париж — Вена — Прага — Варшава — Москва), покрыв расстояние в 7,150 км. На втором — «Наш ответ» летчик С. А. Шестаков и механик Д. В. Фуфаев совершили перелет Москва-Токио-Москва (22,000 км).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ