Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Нарбони, Моше: биография

Активный Интеллект, пророчество, Провидение

Нарбони написал комментарий к известной книге Ибн Туфайля «Хай ибн Якзан» о человеке, который, будучи на необитаемом острове, смог путём размышлений достичь пророчества путём соединения с Активным Интеллектом. Сам Нарбони рассматривал вопрос, может ли человек присоединиться к Активному Интеллекту. Он утверждал, что утверждение о невозможности пора пересмотреть, что может означать намёк на то, что он сам его достиг.

Когда человек примыкает к Активному интеллекту исчезают все воображаемые формы, и человек приобретает власть над материей и способность творить чудеса. Но и до того, как он дойдёт до этой ступени, Провидение занимается человеком в соответствии со степенью близости человека к Активному Интеллекту.

Язык

В то время существовали две главные теории языка. По одной, он был изобретён людьми для общения, и слова являются конвенцией. По другой, язык явился божественным откровением и содержит скрытые свойства. Нарбони более тяготел ко второй теории и утверждал, что в иврите слова, даже заимствованные из других языков, выражают суть предмета. В частности, имена Бога на иврите дают описание, невозможное на арабском или другом языке.

Евреи и неевреи

Нарбони принял точку зрения рационалистов, в том числе, Аверроэса, что религия основывается на философских рациональных основах и что люди отличаются друг от друга прежде всего знаниями. Поэтому он не видел никакого специального врожденного преимущества у евреев. Он считал также, что и иудаизм, и ислам являются истинными монотеистическими религиями, но иудаизм, по Нарбони, имеет всё же преимущества: 1)он более древний и явился источником ислама, 2)задаёт идеальный образ жизни 3)пользуется языком иврит, наиболее полно подходёщим для выражения природы вещей.

Медицина

Книга Нарбони «Путь жизни» изучалась историками и содержит интересный исторический материал. В целом Нарбони следует Галену, как он излагается в арабской литературе того времени. Он использует также традиционные еврейские источники и латинских авторов. Терминология, используемая Нарбони достаточно сложная, ощущается влияние арабского, иврита и латыни. Книга содержит ссылки на множество источников, в частности на четырёх еврейских врачей, самым известным из которых был Маймонид. Про последнего Нарбони утверждает, что в его обязанности как врача входило посещение узников, где он будто бы видел людей, сошедших с ума и дошедших до мании величия от чрезмерных занятий науками.

В книги описаны применяемые тогда методы лечения, профилактические режимы, педагогические приёмы, поиски новых средств, в частности новый вид пластыря, изобретённый самим Нарбони, а также редкий случай вскрытия с научными целями. Автор использовал средства, имеющие рациональные объяснения, но иногда прибегал и к магии, амулетам и астрологическим объяснениям. Например, от импотенции, вызванной заклятием, было рекомендовано подвергаться окуриванию смолой в четырёх углах дома в течение девяти ничей.

В книге упоминается эпидемия чумы «Чёрная смерть» и как автор с трудом спасся от еврейского погрома, связанного с эпидемией. В целом, однако, из книги следует, что мусульманские и еврейские врачи высоко ценились в христианской Испании того времени.

Астрология

Нарбони верил в астрологию и даже объяснял с её помощью смысл заповедей. Так, жертвы Судного Дня должны умиротворить князя планеты Марс. Задача астрологии, по Нарбони, выполнять Божественные указания по борьбе с дурными влияниями звёзд.

Литература

  • Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой. История средневековой еврейской философии = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иеруалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — С. 492-505. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X.
  • Moshe Narboni, edited by Maurice R. Hayoun. Тексты и исследования по средневековому и раннему современному иудаизму = Texts and studies in medieval and early modern Judaism. French edition. — 1-е изд. — J.C.B. Mohr, 1986. — Т. 1. — 184 с. — ISBN 978-3167450918.
  • Gerrit Bos. Рабби Моше Нарбони: философ и врач, критический анализ книги Орах Хаим (англ.) = R. Moshe Narboni: Philosopher and Physician, a Critical Analysis of Sefer Orah Hayyim // Medieval Encounters. — 1995. — Vol. 2, no. 1. — P. 219-251.
  • Larry B. Miller. Философская автобиография. Предисловие Моше Нарбони к его комментарию на книгу «Хай Ибн Якзан» // Мир Ибн Туфайля: междисциплинарное изучение книги «Хай ибн Якзан» (Исламская философия, теология и наука) = The World of Ibn Tufayl: Interdisciplinary Studies on Hayy Ibn Yaqzan (Islamic Philosophy, Theology and Science) / Lawrence I. Conrad. — Brill Academic Publishers, 1997. — Т. 1. — С. 229-237. — 305 с. — ISBN 978-9004101357.
  • Gittit Holzman. 2 // Правда, традиция и религия. Связь между исламом и иудаизмом и отношение религии и философии в средневековой еврейской мысли = Truth, Tradition and Religion. The Association between Judaism and Islam and the Relation between Religion and Philosophy in Medieval Jewish Thought. — Al-Masaq: Islam and the Medieval Mediterranean. — Routledge, 2006. — Т. 18. — С. 191-200. — ISBN 1473-348X (electronic) 0950-3110 (paper).

Ссылки

  • Моисей бен-Иошуа из Нарбонны // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • MOSES BEN JOSHUA OF NARBONNE (MAESTRO VIDAL BLASOM) в англ. Jewish Encyclopedia online
  • ивр. Комментарий Моше Нарбони к Путеводителю растерянных

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ