Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нарбони, Моше

Нарбони, Моше

Философы

средневековый еврейский философ, раввин, врач, комментатор Аристотеля, Александра Афродисийского, Аверроэса, Маймонида


Моше бен Иеошуа бен мар Давид Нарбони , известный также как Видаль Биасом, (год рождения неизвестен, Перпиньян, Франция — 1362?) — средневековый еврейский философ, раввин, врач, комментатор Аристотеля, Александра Афродисийского, Аверроэса, Маймонида. Жил главным образом в Нарбонне, отсюда прозвание Нарбони.

Биография

Первоначальное образование Моше бен Иеошуа получил у отца, затем учился у раввинов Авраама и Моисея Каслари. Моше был хорошо знаком не только с раввинской литературой, но и с философией и медициной. Имел большой успех как врач. В философии следовал Аверроэсу. Нарбонни обладал энциклопедической эрудицией, хорошо знал сочинения всех арабских и еврейских философов, а через них и греков. Возможно владел латынью. Нарбони учился также в Испании, в частности, в Толедо.

Нарбони жил во время гонений на евреев после эпидемии чумы («Чёрная смерть»), поразившей Европу в середине XIV века. Из-за этого покинул Перпиньян в 1344 году и вынужден был бежать от толпы погромщиков в Сервере в 1349 году, оставив всё имущество. Жил также в Барселоне, Толедо и Бургосе, где и начал в 1355 году писать свой комментарий к «Путеводителю растерянных», который был закончен в Сории в 1362 году незадолго до смерти.

Умер на пути домой после очередного путешествия в преклонном возрасте.

Сочинения Нарбони

Некоторые сочинения Нарбони не сохранились. Многие его работы написаны в тяжёлых жизненных условиях войны и опасностей.

Комментарии

  1. К раннему трактату Маймонида по логике
  2. К «Путеводителю растерянных» Маймонида, напечатан первый раз только в XVIII веке вместе с комментарием Соломона Маймона, переиздан в XIX веке в Вене.
  3. К Аверроэсу, Александру Афродисийскому
  4. К Аль-Газали, Ибн Туфайлю
  5. К библейской книге Плач Иеремии

Собственные философские сочинения

  1. ивр. « » («Iggeret Shi’ur Qomah», «Послание по поводу трактата „Об измерении Божественного тела“»)
  2. ивр. « » («Ma’amar ha-behira», «Трактат о свободе выбора»)
  3. ивр. « » («Pirke Moshe», «Главы Моисея»)

Медицина

  1. ивр. « » («Orah haiim», «Путь жизни»)

Философия и богословие

Познание и существование

Нарбони как и многие другие философы того времени интересовался проблемами знания Бога о мире и знаниями человека о Боге и мире.

Философы объяснили, что не существует ничего, кроме двух вещей: Бога и Его творений; и что все существующее, отличное от Бога, существует благодаря Ему; [что] Он есть истинно существующий, Который знает все; [что] Его знание и Он Сам идентичны и [что] в Нем (хвала Ему!) разум, разумеющее и разумеемое суть одно и то же («Послание по поводу трактата „Об измерении Божественного тела“»)).

Иерархия бытия тесно связана у Нарбони с характером знания, высшие знают о низших всё и сообщают низшим знание о себе. Бог обладает наиболее полным знанием, поэтому Он — первопричина всего, а самое высшее знание человека есть знание, каким образом Бог является Первопричиной.

Он [Маймонид] хочет сказать, что последнее знание, которое мы можем иметь о Боге (хвала Ему!), состоит в нашем знании того, каким образом Он является Первопричиной. Ибо зная это, мы узнаем столько правды о Нем, сколько позволяет узнать наша природа, а именно: мы [будем знать,] что Он есть Первопричина, поскольку представляет собой единство разума, разумеющего и разумеемого, постигаемого разными способами, а формы Он разумеет в самом славном из возможных существований («Об измерении Божественного тела»).

Тем самым, по Нарбонни неправильно говорить о сотворении мира во времени, но Бог есть причина мира, которая непрерывно даёт его существование. Из Бога непрерывно проистекает поток форм, образующих мир. Материя же, по Нарбони, вне формы вообще не существует, форма же может существовать отдельно, с телом или внутри тела как внутренняя форма.

В «Главах Моисея» Нарбони явно утверждает, что Мир существовал вечно и это доказуемо, но что это надо скрывать от простых масс по политическим причинам. Более того, Нарбони утверждает при этом, что это одна из тайн, заключённых в «Путеводителе растерянных» Маймонида.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ