Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Надар

Надар

Искусство - Другое

06 апреля 1820 - 21 марта 1910

французский фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель


Надар (фр. Nadar; настоящее имя — Гаспар Феликс Турнашон, фр. Gaspard-Flix Tournachon; 6 апреля 1820 года — 21 марта 1910 года) — французский фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель.

Крупнейший мастер фотографического портрета. Фотографии, созданные Надаром, хранятся во многих крупных государственных фотоколлекциях.

Биография

Надар родился в Париже в 1820 году. В 1853 году начал делать первые фотографии, в 1858-м сделал первую в мире фотографию с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре. Им сделаны фотографии Шарля Бодлера, Гюстава Курбе, Сары Бернар, Эрнеста Шеклтона и других.

По просьбе великого французского художника-классициста Энгра Надар снимал портреты тех, чью фотографию хотел иметь художник. По свидетельству его биографа, Э. де Мирекура, по этим фотографиям Энгр рисовал свои портреты, не испытывая необходимости в том, чтобы ему позировали. Надара называли «Тицианом фотографии».

Надар обратился к фотокамере благодаря театру — он был театральным драматургом. Как художник, он был уважаемым портретистом. Как журналист, он работал с Домье в качестве карикатуриста в журнале «Шаривари». В 1850 году в возрасте 30 лет Надар был любимцем бульваров, известным своим остроумием, но ни театр, ни художественный салон, ни журнал не давали ему достаточно средств к жизни. В 1852 году он стал совладельцем фотостудии своего брата Адриена в 1852 году, но это партнёрство вскоре окончилось судебным разбирательством.

В 1854 году Надар выпустил в свет «Пантеон Надар», огромную литографию, составленную из 240 карикатур, первую из запланированных четырех подборок. Он планировал сначала фотографировать своих клиентов, а потом рисовать карикатуры. Он писал: «Фотография — замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы техники за день… Но чему нельзя научить — это чувству света. То, как свет падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и сам его характер». Стиль его портретов был простым и строгим. Как правило он снимал людей стоящими, использовал только верхний свет и однотонные фоны. Основное внимание уделял лицу, жестам, позе, стараясь выявить индивидуальные особенности модели. Позже он снимал свои фотографии при электрическом свете. Надар создал серию снимков о катакомбах Парижа. Запатентовал идею фотографирования с воздушного шара.

В 1900 году выпустил книгу воспоминаний о фотографии. Умер 21 марта 1910 года, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Экспрессии Пьеро

Одним из самых необычных проектов Надара (и ранней фотографии в целом) является серия Экспресии Пьеро. Она представляет собой серию мимических портретов, где лицо героя выражает радикальные гротескные эмоции. Серия выполнена Надаром в 1854 году и представляет парижского актера Шарля Дебюро в образе Пьеро. Серия обнаруживает проблему характера и мимики в фотографии: полагают, что Экспресии Пьеро ориентировалась на теорию физиогномики Лафатера, который считал мимику и черты лица отражением врожденного персонального характера.

Моделью серии стал мим Шарль Дебюро, сын Батитста Дебюро — знаменитого актера и создателя лирического образа Пьеро, получившего широкое распространение в художественной и интеллектуальной культуре XIX века. Считается, что характер, созданный Дебюро был прототипом лирического героя Альбера Жиро в поэтическом цикле Лунный Пьеро, который, в свою очередь был положен в основу одноименной оперы Арнольда Шенберга. Конфликтный и пограничный образ Пьеро был поддержан Надаром — он подразумевает сложный и отчужденный психологический портрет скорее, нежели ориентируется на традиционных персонажей Комедии дель арте. Фотографическая серия Экспрессии Пьеро была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, где получила золотую медаль.

Надар в исследованиях Розалинды Краусс

Фотографии Надара стали одной из центральных тем исследований крупнейшего американского теоретика современного искусства Розалинды Краусс — в частности, ее работы «По следам Надара». Тексты Краусс изменили устоявшийся взгляд на работы фотографа, которого до того воспринимали как мастера пафосного психологического портрета или естествоиспытателя, снимавшего Париж с воздушного шара. В работах Краусс фотографии Надара представлены в сложном контексте: метафизика Сведенборга, посмертные портреты Гюго, идеи Канта, суеверия Бальзака, физиогномика Лафатера. Все это помещает кадры Надара в непривычный контекст, представляет его не рационалистом, исследователем и предпринимателем, а инициатором и фигурантом тревожных историй о видениях, духах и призраках. Исследования Краусс изменили взгляд на снимки Надара, который, благодаря ее наблюдениям стал восприниматься как представитель иррационального взгляда на природу искусства и фотографии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ