Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Муратов, Сергей Александрович: биография

Эти идеи не реализовались. В 1964 году основатели покинули «Клуб веселых и находчивых». Сергей Муратов рассказывал: «Руководство ТВ решило — нехорошо, что самую популярную программу ведет еврей, надо подобрать русского ведущего. Редакция долго сопротивлялась, потом устала. Им тоже было непросто с такими творческими авторами, которым хотелось все время что-то изобретать. И Алика „сдали“. Ему было сделано предложение — скромно остаться в титрах вместе со мной и Яковлевым — автором сценария. Сочтя предложение унизительным, если не омерзительным, Аксельрод ушел из КВН. А мы разумеется, по законам дружбы и понятий того времени, не могли после этого оставаться».

Тогда ведущим КВН стал Александр Масляков — участник одной из команд, оказавшийся довольно способным молодым человеком не только в ведении игры, но и в ее последующей коммерциализации. Он зарегистрировал на себя товарный знак «КВН» в 1986 году, обойдя истинных авторов этой марки С. А. Муратова и А.Аксельрода. Об этом, в частности, говорил однокашник Аксельрода по Медицинскому институту им. Сеченова, писатель Аркадий Арканов.

25 мая 1986 года в эфир вышла первая игра возрожденного КВН. Ее инициатором был бывший капитан команды КВН МИСИ А. Меньшиков (в 1960-е в команде играли будущий депутат Госдумы Владимир Семаго, будущий телеведущий Леонид Якубович и будущий народный артист России Геннадий Хазанов. После закрытия КВН Меньшиков преподавал в МИСИ, а затем возглавил отдел массовых передач и конкурсов молодежной редакции Центрального телевидения. «Отцов-создателей» игры после ее возобновления приглашали поначалу в жюри, потом в качестве почетных гостей. Однако Муратову не нравилась тенденция нового КВН, Маслякова инициативы авторов КВН раздражали. После смерти Аксельрода и Яковлева Муратову позвонили один раз — пригласили гостем, в зале посидеть. Но он отказался. На этом все его отношения с КВН закончились.

Первооткрыватель в журналистике

После ухода с телевидения Муратов создал традицию телевизионной критики в СССР — в 1960-е годы он вел ежемесячные обзоры в газете «Советская культура» и журнале «Журналист», где работал обозревателем.

В 1968 году он получил приглашение преподавать на кафедре радиовещания и телевидения факультета журналистики МГУ.

«Профессор Сергей Александрович Муратов — Учитель и Мастер телевизионного дела. И если идет речь о гамбургском счете в поединке телевизионных авторитетов, то именно он может быть объективным и квалифицированным арбитром. И завоевал он признание своим скрупулезно профессиональным и человечным подходом к проблемам телевидения. В российском телевизионном содружестве, которое сегодня модно называть не иначе как корпорацией, он представляет интеллигентность и профессионализм». Декан факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский.

Автор множества сценариев документальных телефильмов, спектаклей и не совсем привычных программ. Известен как учёный, перу которого принадлежат многие исследования по проблемам теории и практики телепублицистики и телекино. Автор уникальных учебных методик. Его «Активные методы обучения в телевизионной журналистике» легли в основу практических занятий со студентами на всех факультетах журналистики страны. Автор множества монографий, в числе которых «Пристрастная камер» (1976 г.), «Диалог» (1983 г.), «Встречная исповедь» (1988 г.), «ТВ: эволюция нетерпимости» (2000 г.), «Телевидение в поисках телевидения» (2001 г.), «Телевизионное общение в кадре и за кадром» (2003 г.).

Принципы этического телевидения

В предисловии к переизданию в 2003 году монографий С. А. Муратова «Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром» и «Активные методы обучения в телевизионной журналистике», впервые увидевших свет в начале 1980-х годов, декан факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский так указал на их актуальность: необходимо создать противовес «всеядному коммерциализированному телевидению, гонящемуся за рекламой и деньгами» и вызывающему неприятие зрителей. «Книга Муратова поможет студентам найти путь к человечному гуманному телевидению, которое требуется нашему обществу, но, к сожалению, редко появляется на экране», — отметил декан. По его мнению, противостоять коммерциализации, привлечению внимания аудитории любой ценой так же важно, как бороться с «туповатой и беспринципной пропагандой, с которой мы часто сталкивались на телевидении в годы застоя».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ