Молчанов Андрей Алексеевич (род. 23 ноября 1953 г., Москва) — писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей России. Автор монографий по истории СС, СД и немецкой разведки. Работал в ФРГ, Индии и США. В 1998—2002 годах — советник Начальника Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью. С 2002 года по 2007 год — Председатель общественного совета Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу, генерал-майор МВД. Входит в ассоциацию ветеранов Службы внешней разведки. Награждён правительственными и ведомственными наградами.
Биография
Окончил вечернее отделение радиотехнического факультета МЭИ в 1980 году. Выпускник заочного отделения Литературного института им. Горького (1982). Ученик В. П. Катаева, В. И. Амлинского, Сергея Антонова.
- В начале 1970-х годов входит в круг актёров Театра на Таганке, но профессиональным артистом не становится, отдав предпочтение литературе.
- Снимался в к/ф Двойной капкан (1985).
- Отец известного российского рок-музыканта, гитариста группы Кипелов Молчанова Вячеслава Андреевича.
- Сын академика РАН СССР Богомолова Алексея Федоровича.
- Брат по отцу известного российского и американского математика Богомолова Федора Алексеевича.
Творчество
- Первый роман «Новый год в октябре», вызвавший широкий общественный резонанс, вышел в журнале «Юность» в 1983 г. По роману снят фильм «Человек из чёрной „Волги“» (1990).
- Повесть «Перекрёсток для троих», напечатанная в 1984 г. в журнале «Человек и закон», вызвала взрыв возмущения в советской прессе антигосударственной позицией автора. По данному поводу было принято постановление ЦК КПСС об усилении идеологической работы в писательской среде.
Автор фразы «Надежда умирает последней». Фраза впервые появилась в повести «Кто ответит?», журнал «Смена», 1988 год. Повесть долго не публиковали из-за критики скандального по тем временам автора в советской прессе, и как-то уже отчаявшийся Молчанов спросил редактора «Смены» М. Кизилова: «Так могу ли я хотя бы надеяться на публикацию?» На что тот, кому эта фраза в тексте рукописи очень понравилась, ответил не без сарказма: «Надежда умирает последней, Андрей, как ты сам утверждаешь…» «Смена» выходила миллионными тиражами, и вскоре фраза стала поистине народным достоянием.
ИЗ ПРЕССЫ ТЕХ ЛЕТ:
«А. Молчанов в „Перекрёстке для троих“ постоянно подчёркивает мелкое и пустое в своих героях через детали повседневного бытия. Жизнь у них проходит в суете, им некогда поднять голову к высокому. Автор расширяет круг бездуховных персонажей. Да, работники Госстраха, как и других областей, — отдельные работники! — иногда находят „ход“… Зачем же этот „ход“, неизбежно ведущий к скорому „мату“, выдумывать автору?» «Литературная газета». 7 июня 1984 г.
«В повести „Перекрёсток для троих“ три героя. Повествование ведётся от первого лица. Мы имеем дело с тройной исповедью. Автор, несмотря на свою молодость, в литературе не новичок и, несомненно, знает, что повествование от лица отрицательного героя всегда опасно, на исповеди человек невольно стремится обосновать свои поступки, доказать неизбежность их, самооправдаться. Опытные литераторы часто в таких случаях используют приём „ненадежного рассказчика“, показывая своё скептическое отношение к герою. Однако Молчанов не пользуется таким приёмом, предпочитая раствориться в своих персонажах, давая им полную волю на страницах повести, „балдея“ вместе с ними». «Советская культура». 5 июля 1984 г.
«Двух мнений быть не может: повесть А. Молчанова — возмутительная клевета на советскую интеллигенцию. Вряд ли существует в нашей литературе последних лет другое произведение, в котором поголовно все действующие лица изображались бы преступниками либо подонками, в котором не нашлось места ни одному положительному персонажу. Вполне закономерно, что популярные газеты встали на защиту чести работников литературы и искусства». «Литературная газета». 14 ноября 1984 г.