Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мастер E. S.

Мастер E. S.

Искусство - Другое

неизвестный по имени немецкий гравёр и ювелир эпохи поздней готики


Мастер Е. S. (нем. Meister E. S., род. около 1420 — ум. около 1468; ранее известен как Мастер 1466 года, нем. Meister 1466) — неизвестный по имени немецкий гравёр и ювелир эпохи поздней готики. Вместе с Мартином Шонгауэром считается одним из первых немецких гравёров.

Биография

Имя, присвоенное ему искусствоведами, Mастер Е. S., происходит от монограммы «Е. S.», которая в различных вариантах стоит на восемнадцати его гравюрах (иногда просто «Е» или даже обращенное назад «Е»). При этом только на шести гравюрах стоит полная монограмма, под которой он фигурирует в современном искусствовведении (L. 51, 56, 57, 65, 150, 158). Он был, вероятно, первым печатником, разместившим свои инициалы на гравюре.

Подписанные произведения Мастера Е. S. показывают, что он был активен с 1450 до 1467 года, последняя дата стоит на одном из отпечатков. После этой даты, он, как предполагают, умер. Предполагают, что Мастер Е. S. связан с Юго-Западной Германией или Швейцарией. Эта точка зрения опирается главным образом на стилистическую близость его гравюр с современной ему живописью этого региона. Вероятно деятельность его проходила в регионе Верхнего Рейна, также есть свидетельства того, что он посетил Майнц. Исходя из алеманнского диалекта его надписей, стилистических и иконографических особенностей, гербов, водяного знака и его стилеобразующего влияние на других художников, некоторые искусствоведы приходят к выводу, что он работал на Верхнем Рейне.

Весьма вероятно, что Мастер Е. S. примерно с 1440 года работал в Констанце, Базеле, районе Боденского озера и северной Швейцарии, а затем в Страсбурге, и там его деятельность проходила в 1450—1468 годах. Существуют предположения о том, что Мастер Е. S. мог быть как под влиянием так называемого Мастера Игральных карт, так и Рогира ван дер Вейдена, Конрада Вица и нидерландской живописи.

Историк искусства Horst Appuhn в 1988 году предположил, что инициалы художника связаны с паломничеством в Айнзидельнское аббатство (нем. Einsiedeln, мужской бенедиктинский монастырь, крупнейший центр паломничества на территории Швейцарии). Чудотворная статуя мадонны, стоявшая в монастыре, сгорела при пожаре 1465 году, а в 1466 году её заменили другой статуей — даром цюрихской настоятельницы Гильдегарды. Буква «S» в этом случае трактовалась трактовалась как «Cвятое место» (лат. Sanctum), «Schweiz» / «Schwyz» (Швейцария / Швиц) или «Одиночество» (лат. Solitudo). Так как некоторые из листов Мастера E. S. в изображении лиц персонажей, композиции и стилистических особенностях очень сильно отличаются друг от друга, то выдвигалась гипотеза, что за Мастером Е. S. скрывается целая мастерская с несколькими равными по статусу сотрудниками.

Ни одна из попыток соотнести известных по имени художников с его инициалами не добилась всеобщего признания. Его монограмма расшифровывалась искусствоведами как Erhard Schn, E. Stern, Egidius Stechlin, Erhard Schongauer, Endres Silbernagel. Выдвигалась гипотеза, что «S» означает не имя, а город художника — Страсбург. Термин «мастер» предполагает художника, завершившего ученичество и создавшего собственную мастерскую. Предполагают что Мастер Е. S. проходил обучение в качестве ювелира, а не как художник, работал ювелиром в течение нескольких лет прежде, чем занялся гравюрой, возможно это произошло только в последние годы его жизни. Он гравировал два изображения Святого Элигия, покровителя ювелиров. Некоторыми исследователями Мастер E. S. отождествляется с придворным художником и ювелиром императора Священной Римской империи Фридриха III Эрвином фон Штеге (нем. Erwin von Stege).

Предпринимались попытки соотнести с творчеством Мастера Е. S. и станковые работы неизвестных по имени художников из Центральной Европы. В частности, кисти художника приписывалось изображение «Святой Антоний Египетский», изображающее отшельника стоящим в полный рост со свиньёй у ног (правая боковая панель из полиптиха). Створка полиптиха находится в Государственном музее Амстердама (инвентарный номер SK-A-3310).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ