Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Майдельман, Эль Давидович

Майдельман, Эль Давидович

Инженеры

советский инженер-механик, организатор танкового производства


Эль Давидович Майдельман — советский инженер-механик, организатор танкового производства.

Биография

Эль Давидович Майдельман родился в 1894 году в Виннице. С 1929 года жил в Ленинграде, работал инженером на Кировском заводе (до 1934 г. завод назывался «Красный Путиловец»). Когда в 1933 году завод начал серийное производство танков (в то время Т-28), Э.Д. Майдельман совместно с начальником технического отдела И.И. Орленко руководил реконструкцией соответствующего цеха, в котором ранее изготовляли паровозы:

… предполагалось создать специальный танковый цех с возможностью производства до 150 Т-28 в год. Для этого было создано восемь специальных монтажных мест для сборки танков, заказаны за границей необходимые станки и оборудование, из тракторного цеха переведён ряд квалифицированных инженеров и мастеров …

Во первый год войны Э.Д. Майдельман продолжал работать на Кировском заводе в блокадном Ленинграде. С июля 1942 года вместе с заводом находился в эвакуации в Челябинске, где работал в должности главного инженера опытного завода №100 «по совершенствованию конструкций тяжёлых танков» .

… 7 января 1943 г. вышла ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ЗАВОДА № 100 ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ КА ОБ ИСПЫТАНИИ КАТАНКЕ КВ-1с ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА №11 В октябре и ноябре 1942 г. на заводе №100 спроектирован и изготовлен планетарный механизм поворота конструкции инженера подполковника Благонравова А.И. Отчёт о первой стадии испытаний, проведённых на танке КВ-1с, при сём прилагаем и просим таковой утвердить. К настоящему моменту общий километраж пробеговых испытаний достиг 1085 км, из коих 135 км — буксировки. При этом танк с планетарным механизмом поворота буксировал один раз два танка общим весом 75 тонн без особых затруднений. Планетарный механизм поворота является лишь новым словом в отечественном танкостроении. Испытания показали, что планетарный механизм поворота имеет следующие преимущества перед бортовыми фрикционами: - повысилась манёвренность танка на местности; - увеличилась средняя скорость движения на 25-30%; - увеличилась проходимость; - облегчено управление (усилие на рычагах 12-15 кг вместо 40-50 кг); - улучшаются условия работы двигателя, коробки передач и главного фрикциона; - увеличился срок службы тормозов; - уменьшился расход топлива на километр. Мы считаем необходимым рекомендовать этот механизм в серию и полезным немедленно изготовить установочную партию для испытания механизма в боевых действиях. Планетарный механизм поворота, кроме переходных деталей, связывающих его с коробкой передач и бортовым редуктором, является унифицированным для танков КБ-1С и Т-34. Чертежи для запуска в серию планетарного механизма танка КБ-1С с учётом замечаний на основании результатов испытаний готовы. В настоящее время завод заканчивает разработку чертежей планетарного механизма поворота машины Т-34 для серийного производства. Приложение1: отчёт №97, экз. №3. Главный инженер завода № 100 Майдельман ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 1377. Л. 56. Подлинник.

В конце 1942 – начале 1943 года на базе тяжёлых танков КВ-1С в кратчайшие сроки были изготовлены самоходные гаубицы САУ-152:

… К концу января 1943 года головной образец САУ-152 был готов к ходовым и артиллерийским испытаниям.

Ясный, морозный день. Самоходка вышла из заводских ворот и остановилась в песчаном карьере. Выстрел болванкой с дистанции 80 м. Неожиданно громкий. Машина дёрнулась, слегка присела и откатилась почти на метр. Необычно среагировал на происходящее главный инженер завода Э. М. Майдельман - он упал на снег. " Вот и первая жертва!", - пошутил кто-то из нас. …

За работу в время войны Э.Д. Майдельман был награждён двумя орденами Красной Звезды.

После войны Э.Д. Майдельман вернулся в Ленинград, где работал на Кировском заводе и преподавал теоретическую механику в Северо-Западном заочном политехническом институте.

Умер Э.Д. Майдельман в 1968 году.

Э. Д. Майдельман был широко образованным человеком, свободно читал как специальную техническую, так и художественную литературу на английском, немецком и французском языках. По характеру Э.Д. Майдельман был редкостно деликатным и непритязательным человеком. До самой смерти он жил, окружённый книгами, вшестером в маленькой полуторокомнатной квартире с женой, дочерью, зятем и двумя внучками.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ