Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Лейден, Артген ван

Лейден, Артген ван

Искусство - Другое

нидерландский живописец, рисовальщик и гравёр


Внешние видеофайлы
Картины, рисунки и гравюры Артгена ван Лейдена в европейских музеях.

Артген ван Лейден, или Арт Класз. (нидерл. Aertgen van Leyden, в других версиях Aert van Leyden, Aert Claesz, Aertgen Claesz. van Leyden, Aert Claeszoon или Aert Claessoon, род. 1498, Лейден, Нидерланды под властью Испании — 1564, Лейден, Нидерланды) — нидерландский живописец, рисовальщик и гравёр.

Биография

Документальные данные об Артгене скудны и основным источником информации о его жизни является «Книга о художниках» Карела ван Мандера. Настоящее имя художника - Aert Claesz. Родился он в Лейдене в 1498 году. До восемнадцатилети лет работал в валяльной мастерской своего отца (из-за этого получил прозвище Артген-валяльщик; Артген также является прозвищем и соответствует Маленькому Арту, хотя художник был высокого роста). В квартале валяльщиков Лейдена продолжал проживать, даже став известным живописцем. В 1516 году был отдан в учение живописи к Корнелису Энгелбрехтсену. Некоторые источники ошибочно считают Артгена ван Лейдена братом Луки Лейденского, который также учился в мастерской Корнелиса Энгелбрехтсена. Возможно, до 1530 года художник совершил поездку по Южной Германии, где познакомился с представителями Дунайской школы живописи и их произведениями (в картинах Артгена ощущается также влияние Бальдунга Грина).

Художник не писал картин мифологического или аллегорического содержания. Был весьма религиозен. Тексты из Священного Писания часто читал своим ученикам, сопровождая своё чтение импровизированными поучениями. Жил в бедности и отказывался покинуть Лейден, чтобы переехать в более крупный город, где мог бы найти себе состоятельных заказчиков. Большое внимание уделял преподаванию своим ученикам. В Лейдене художник пользовался всеобщей симпатией и известностью.

Картины Артгена отличаются вытянутостью фигур, а иногда и некоторой преувеличенностью размеров в соотношении с окружающими предметами; обычно они оригинальны по композиции и пытаются по новому раскрыть сюжет, лежащий в их основе. Артген создавал рисунки для витражей, а также для картин других живописцев, из-за этого было известно большое количество его рисунков. По свидетельству Карела ван Мандера:

«Обыкновенно он получал по семи грошей за рисунок в целый лист бумаги, хотя в большинстве случаев он употреблял на это много труда и старания. Из этого легко себе представить, что его стол не ломился от заморских яств».

Работал художник, в основном, по заказам состоятельных горожан Лейдена. Находился под значительным влиянием своего учителя Корнелиса Энгелбрехтсена, позднее Яна ван Скорела, а затем и своего более знаменитого сверстника Мартена ван Хемскерка (особенно в том, что касалось изображения архитектуры). Несмотря на их влияние, умел сохранить свою самобытность. Среди картин, которые им были созданы: «Распятие с предстоящими», «Несение креста», «Жертвоприношение Авраама», «Богоматерь с хором ангелов», «Переход через Красное море», «Суд Соломона» (последняя картина художника.).

Артген ван Лейден погиб в 1564 году в возрасте 66 лет в результате несчастного случая, поздно вечером в темноте упав в ров, предназначенный для черпания воды.

Судьба творчества

Четыре картины Артгена находились в коллекции Рубенса, который проявлял интерес к творчеству художника. Несколько картин находились и в собрании Рембрандта. В XVIII и XIX веках интерес к личности и творчеству Артгена отсутствовал.

Сам Артген не подписывал свои картины. Атрибуция Артгену обычно допускается в отношении анонимных картин, занимающих промежуточное положение между работами его учителя Энгелбрехтсена и его соученика Луки Лейденского. Ряд специалистов приписывает Артгену «Призвание Святого Антония» (ок. 1530—1535, Амстердам, Рейксмузеум), которая прежде считалась работой Луки Лейденского (она подписана монограммой «L»). Также в настоящее время атрибутируется Артгену ван Лейдену и другая картина, приобретённая Карлом I Стюартом как произведение Луки Лейденского, - «Мученичество Святого Себастьяна». По композиции и трактовке фигур близка к упомянутым Карелом ван Мандером особенностям стиля Артгена группа рисунков, исполненных пером и чернилами с размывкой, автор которых носит условное имя Мастер 1527 года. Обнаруженный в 1969 году триптих Артгена «Страшный суд» с портретами заказчиков из семьи Монфорт (1555 год, находится в Валансьене в Музее изящных искусств) является ныне единственным бесспорным живописным произведением этого мастера. Еще одно изображение Страшного суда (1530-1535 годы), близкое по композиции триптиху Лукаса ван Лейдена, и приписываемое Артгену ван Лейдену находится в настоящее время в Museum De Lakenhal в Лейдене. Картина «Рождество Христово», упоминаемая среди лучших работ художника, сохранилась в трёх вариантах, два из которых, как принято считать, принадлежат мастерской художника, а вариант из Лувра, вероятно, самому Артену.

Интересные факты

  • Слава Артгена побудила знаменитого живописца Франса Флориса из Антверпена приехать в Лейден. Сам художник отсутствовал. Флорис попросил разрешения войти в его мастерскую. Поднявшись на чердак, он начертил на стене голову быка с ликом евангелиста Луки и гербом живописцев. Окончив свой рисунок, Франс отправился в гостиницу. Когда Артген пришел домой, ему сказали, что у него был приезжий из чужих краев, желавший с ним побеседовать, и что в присутствии учеников он нарисовал рисунок на стене. Кто это был, никто не знал. Когда Артген увидел рисунок, смутившись известностью своего гостя, он сказал: «Это был Франс Флорис». Артген даже побоялся посетить своего гостя в гостинице, считая себя недостойным быть в обществе столь прославленного живописца.
  • Художник мастерски играл на немецкой флейте, часто, музицируя, он
«...ничего не мог видеть перед собой и потому, занятый игрою, раза два или три падал в воду...»
  • Все свои заказы Артген оформлял в трактире, засиживаясь до поздней ночи, хотя и не отличался страстью к выпивке. После случайного нападения пьяного художник боялся возвращаться по своему бедному, беспокойному и тёмному кварталу ночью домой и часто поэтому останавливался в снятой специально на ночь комнате в центре города.

Галерея

  • Рождество Христова. Musea en Erfgoed Antwerpen

  • Святой Иероним. Rijksmuseum Amsterdam

  • Воскрешение Лазаря. Rijksmuseum Amsterdam

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ