Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Криштул, Борис Иосифович

Криштул, Борис Иосифович

Педагоги

День рождения 21 августа 1940

организатор кинопроизводства, педагог, профессор Всероссийского государственного института кинематографии, заслуженный работник культуры , член Союза кинематографистов России


Борис Иосифович Криштул (род. 21 августа 1940, Москва) — организатор кинопроизводства, педагог, профессор Всероссийского государственного института кинематографии, заслуженный работник культуры (2001), член Союза кинематографистов России. Работал директором на картинах киностудии «Мосфильм» и директором студии «Юность». Автор ряда книг о продюсировании в кино.

Детство и юность

Борис Иосифович Криштул родился 21 августа 1940 года в Москве. Его родители — Иосиф Евсеевич Криштул, журналист, сотрудник журнала «За рулём», и Степанида Васильевна Одноралова (работала секретарём в Министерстве транспортного строительства). В начале войны Иосиф Евсеевич ушел на фронт, а Степанида Васильевна с маленьким сыном отправилась в эвакуацию к родственникам, в Ростов-на-Дону. Это чуть не стоило жизни мальчику, так как Ростов попал в зону фашистской оккупации и ребёнок чуть было не попал в еврейское гетто. Но тётка — донская казачка — грудью встала на защиту и заявила, что это ее ребёнок. Этот эпизод Борис Иосифович запомнил на всю жизнь.

После возвращения в Москву Борис пошел в школу № 254. В 12 лет он чуть не погиб на похоронах Сталина, — «крепкие мужские руки выдернули почти раздавленного 12-летнего мальчишку из толпы на Трубной площади и бросили в кузов грузовика», вспоминает Криштул.

В 1954 году он затем закончил 7 классов. Учился неровно: любил географию и литературу (был лучшим чтецом школы и выступал на всех праздниках), но математику ненавидел и получал плохие отметки. Поэтому средняя школа для него была закрыта, он поступил в Ремесленное училище № 6 г. Москвы при Станкостроительном заводе им. Орджоникидзе на Шаболовке. В 1956 году Борис получил специальность рабочего-станочника и был направлен на секретный авиационный завод при КБ Павла Осиповича Сухого. Работал в макетном цехе, затем перешел в ЛИКС (лабораторию испытаний конструкций самолетов). На первую зарплату купил магнитофон и стал записывать джаз, став впоследствии одним из лучших знатоков этого музыкального стиля.

В декабре 1959 года поступил на работу на Киностудию имени Горького, разнорабочим, потеряв в зарплате вдвое. Он считает, что на этом решении сказалось самое яркое впечатление его детства — от американского фильма «Тарзан», с которым он несколько месяцев засыпал и просыпался.

Работа в кино

Уже в 1960 году инициативный молодой человек попал администратором в съёмочную группу сказочника Александра Роу, снимавшего «Ночь перед Рождеством». Так начала реализовываться его мечта о работе в кино. Он попал под патронаж известного директора Владимира Самойловича Марона, с которым затем ушел на «Мосфильм», когда того пригласил Михаил Калатозов.

В 1960 году Борис Криштул поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии на заочное отделение экономического факультета, который бросил после 4 курса, уехав на съёмки «Красной палатки» — первого советско-итальянского фильма.. С 1961 года он уже постоянно работал администратором кинопроизводства. Первым на «Мосфильме» для него была комедия «Моя приятельница Сибилла» (1966), которую совместно делали советская киностудия и киностудия «ДЕФА» ГДР. На этой картине он попал под начало Зиновия Марковича Гризика, который стал для него наставником в кинопроизводстве. Он передал ему три заповеди директора: 1) держи режиссёра в руках; 2) держи машину для срочных разъездов; 3) имей в кармане подотчётные деньги.

Серьёзным испытанием для советского кино стали съёмки «Красной палатки» — фильма об освоении Арктики, который с итальянской стороны продюсировал бывший автогонщик Франко Кристальди, женатый на актрисе Клаудии Кардинале, сыгравшей в картине главную роль. Директорская группа с советской стороны организовывала съёмки в Арктике, на Земле Франца-Иосифа и Шпицбергене, фрахтовала теплоход для доставки съёмочной группы с вертолётом в Северный Ледовитый океан, заказала в специальном конструкторском бюро Миля в Долгопрудном макет дирижабля Умберто Нобиле в масштабе 1:4 (25 метров вместо 100 в длину).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ