Евгения Владиславовна Коротаева (род. 8 февраля 1960, Свердловск) — российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Уральского отделения Российской академии образования, основатель научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве», Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Занимается проблемами педагогики взаимодействия, психодидактикой, педагогики высшей школы, применением ИКТ в образовании, социологией образования, педагогическими технологиями в образовании. Включена в энциклопедию Who is Who.
Биография
В 1982 году с отличием окончила филологический факультет УрГУ им. А. М. Горького, после окончания вуза работала учителем русского языка и литературы. В 1988 году устраивается работать в УрГПУ и защищает кандидатскую диссертацию по педагогике «Ситуация успеха как фактор воспитания положительного отношения к учению у младших подростков (на уроках литературы)» под научным руководством уральского педагога Августа Соломоновича Белкина. В 1997 г. Евгении Владиславовне присвоено ученое звание доцента. В 2000 г. защищена докторская диссертация по специальности 13.00.01 «Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе», после чего присвоено ученое звание профессора. С 2002 г. Е. В. Коротаева работает заведующей кафедрой педагогики и психологии детства. Двое детей — сын Петр и дочь Анна.
Научная деятельность
Под научным руководством Е. В. Коротаевой защищено 24 кандидатских диссертаций по различным актуальным проблемам образования (Педагогика взаимодействия, проблемы преемственности, дошкольная педагогика и др.). Она является автором более 300 научных публикаций, является одним из ведущих современных ученых в сфере педагогики взаимодействий и психодидактики, что подтверждается, почетными грамотами и благодарности Министерства образования РФ, а также Свердловской области. На работы Евгении Владиславовны ссылаются при защите кандидатских и докторских работ по педагогике (Белякова Е. Г. ; Кузнецова С. В. ; Дмитриева Л. Г. и др.). В докторской диссертации Е. В. Коротаевой и других работах представлено изучение «педагогики взаимодействий», и отмечена необходимость изучения этого явления на «уровне методологии педагогических исследований».
За свою педагогическую деятельность отмечена дипломом Фонда развития отечественного образования за участие в конкурсе на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений (2004, 2007, 2008, 2011, 2012 годы). Её монография «Педагогические взаимодействия и технологии: вопросы теории и практики» отмечена и поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда. Коллективная монография «Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования» (Новосибирск, 2010) отмеченная Национальным сертификатом качества за лучший информационный проект. Решением Президиума Российской Академии Естествознания в 2009 г. Е. В. Коротаевой присвоено почетное звание «Основатель научной школы». В 2010 и 2012 годах заявки Е. В. Коротаевой выигрывали в конкурсе федеральных целевых программ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 гг.», в рамках которых проведены конференции «Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов (тезисов и статей по материалам Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей)» (2010 г.) «Педагогика взаимодействий: концепции, подходы, технологии» (2012 г., 120 участников конференции) и повышение квалификации для молодых педагогов. В 2012 г. победитель книжного конкурса Российской коммуникативной ассоциации в номинации «педагогическая, учебная коммуникация». Е. В. Коротаева имеет грифы МО РФ и УМО на ряд учебных пособий (1999, 2003, 2007, 2008, 2009 гг.).