Андрей Дмитриевич Король (род. 30 октября 1972 года) — доктор педагогических наук, ректор Гродненского государственного университета им. Янки Купалы.
Биография
Родился в Гродно в 1972 году. В 1995 году окончил инженерный факультет Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. С 1995 по 1999 год работал учителем СШ № 5 г. Гродно.
С 1999 по 2000 год — преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и экономической информатики Гродненского филиала Института современных знаний. В 2000—2004 гг. — старший преподаватель, с 2004 по 2008 г. — доцент кафедры медицинской и биологической физики Гродненского государственного медицинского университета.
В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся» (г. Москва, Российская академия образования).
С 2002 по 2008 год — руководитель отдела образовательных информационных технологий и научно-медицинской информации ГрГМУ. С 2008 года — заведующий кафедрой психологии и педагогики ГрГМУ.
В период с 2005 по 2009 г. работал над подготовкой и защитой диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога».
В 2010 году А. Д. Королю присуждена ученая степень доктора педагогических наук ВАКом Российской Федерации (диплом нострифицирован ВАКом Республики Беларусь).
В 2012 году назначен заведующим кафедрой педагогики педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
С 1 марта 2013 года Президентом РБ назначен ректором Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Научная деятельность
Представитель научной школы человекосообразного образования.
Ввёл в педагогику понятие «эвристический диалог», в котором вопрошающая активность в приобретении нового знания принадлежит учащемуся.
Разработал модель эвристического обучения на основе диалога, включающую функции диалога как методологического принципа реализации эвристического обучения (нравственно-развивающая, когнитивная, эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная); систему проектирования диалога в основных структурных компонентах эвристического обучения; систему реализации эвристического обучения в очной, дистантной и очно-дистантной формах.
Раскрыл диалоговый компонент образовательных стандартов, целей, структуры, содержания эвристического обучения, системы контроля образовательных результатов эвристической деятельности школьников, который основан на постановке учеником вопросов к фундаментальному образовательному объекту (коррелируется группой вопросов «Что?»), доказательстве или опровержении утверждения учителя при сравнении первичного продукта ученика с культурно-историческим аналогом (коррелируется группой вопросов «Как?»), одновременном доказательстве и опровержении утверждения учителя при создании учащимся обобщенного образовательного продукта (коррелируется группой вопросов «Почему?»).
Разработал модель диалога в эвристическом обучении, представляющую собой механизм создания учеником нового знания на основе трёх последовательных видов диалоговой деятельности:
- постановка вопросов к объекту (этап познания фундаментального образовательного объекта и создания учащимся субъективного образовательного продукта),
- доказательство, опровержение утверждений (этап сравнения субъективного образовательного продукта учащегося с культурно-историческим аналогом),
- одновременное доказательство и опровержение утверждения учащимся, составление им фрагмента диалога (этап составления обобщенного образовательного продукта);
Разработал механизм взаимодействия педагогических и информационных технологий в учебном процессе, обеспечивающий реализацию диалоговой модели эвристического обучения в очно-дистантной форме за счет организации учителем горизонтальных («учащийся-учащийся») и вертикальных («учащийся-учитель») диалогов. Разработаны соответствующие дистанционные курсы.