Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кнопкен, Андреас: биография

Начало религиозного диспута в церкви Святого Петра; поддержка влиятельных ратманов

На основе этой работы, обосновывавшей богословские принципы лютеранского учения, Кнопкен вступил в диспут со сторонниками папского учения, францисканскими монахами, который состоялся в церкви Святого Петра 21 июля 1522 года. На дискуссию прибыли представители рижского рата и его вассалы, которые сперва скептически отнеслись к новым веяниям в религиозной жизни, но затем часть ратманов и должностных лиц поддержали идеи Кнопкена. Из наиболее влиятельных сподвижников, выразивших согласие с концепцией, излагаемой Кнопкеном, можно назвать бургомистра Готке Диркопа (самого высокопоставленного на тот момент чиновника Риги, поддержавшего учение), секретаря рата Иоганна Ломиллера (который впоследствии сам станет одним из рьяных популяризаторов идей Реформации в Ливонии), писари Ратуши Антон Мутер, Паул Дрейлинг и Генрих Улленброк (которые принадлежали к немецким феодально-аристократическим родам и являлись владельцами крупных пригородных поместий). Например, Ломиллер, вдохновлённый проповедническим пылом Андреаса, писал Лютеру в 20 августа и 10 октября, что в Риге действует один из лучших и хорошо образованных проповедников лютеранского учения Андреас Кнопкен.

Межконфессиональная борьба; смелое назначение Кнопкена

Проповеди Кнопкена снискали всеобщую славу и популярность бюргерских и аристократических кругов Риги, именно поэтому 23 октября 1522 года в знак признания его заслуг рат после совещания с высокопоставленными представителями гильдий принял решение назначить Кнопкена архидиаконом церкви Петра. Это решение по-своему было очень рискованным и революционным, так как до этого никто, кроме Домского капитула, не имел право назначать людей на высокие церковные должности (и в особенности этой прерогативы не было у светских властей города). Именно поэтому дата 23 октября 1522 года часто считается официальным началом ливонской Реформации, поскольку впервые был нарушен иерархический баланс, так что на уровне всей Прибалтики был создан прецедент в области религиозного права. Вместе с этим рижский рат назначил проповедника Сильвестра Тегетмейера пастором в собор Святого Якоба, так что светские правители Риги демонстративно посягали на могущество духовных властей Ливонии. Между Кнопкеном и Тегетмейером была всё же идеологическая разница: если Кнопкен исповедовал более миролюбивую и гуманистическую концепцию, то Тегетмейер был настроен более радикально и высказывал идеи о скором решении межрелигиозных проблем революционными методами. Вскоре между Кнопкеном и Тегетмейером неизбежно возникли концептуальные противоречия, что привело к открытому спору между ними. Рат снова вынужден был вмешаться, чтобы смягчить конфронтацию и 13 декабря 1522 года он устроил собрание, на котором оговорил обязанности Кнопкена на должности в петровской церкви и призвал к заключению перемирия между лютеранскими проповедниками, посоветовав им сплотиться перед католическими ппонентами.

Создание «Краткого порядка богослужения»

Позже Кнопкен имел встречу с кенигсбергским реформатором Иоганном Брисманом, доктором теологии и авторитетным просветителем, которого в 1527 году после смерти архиепископа Яспера Линде назначали проповедником Домского собора. Совместно с Иоганном Кнопкен разработал и опубликовал «Краткий порядок богослужения» («Kirchenordnung»), который был опубликован в 1533 году и официально был признан главным пособием к проведению евангелико-лютеранских служб в трёх главных протестантских центрах Прибалтики — Риге, Ревеле и Дорпате.

Автор песнопений

Кнопкен является автором ряда церковных евангелических песнопений, написанных им на литературном нижненемецком языке.

Кнопкен после своей смерти в 1539 году был похоронен в почётном месте в церкви Святого Петра, работе в которой отдал годы жизни и много творческой энергии. Его могильная плита открыта к осмотру посетителями этого храма.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ