Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Кербер, Борис Львович: биография

Б. Л. Кербер (слева) со старшими братьями: Леонидом (справа) и Виктором. 60-е гг.

Предметом особых забот Бориса Львовича стала радиолокационная система МиГ-21. Лётчики жаловались, что на больших расстояниях обнаружение и захват самолета-цели были неустойчивы. Это приводило к значительному уменьшению дальности пуска ракет «воздух-воздух» и к сокращению зоны боевой атаки. Изучая вопрос Б. Л. Кербер обнаружил существенное влияние ложных тревог на больших расстояниях, а также пороговое снижение мощности входного сигнала, что влекло за собой скачкообразные перемещения метки цели на экране индикатора. Борис Львович с сотрудниками разработали и установили принципиально новые приемники радиолокационных станций, предназначенные для обнаружения и сопровождения воздушных целей. Кроме того, была реализована оригинальная схема формирования светового пятна на экранах индикаторов с высокой разрешающей способностью по угловым координатам на различных дальностях.

Почти одновременно коллективом Б. Л. Кербера был создан целый пакет разведывательного оборудования для разведчика МиГ-21Р. Он состоял из двух подвесных контейнеров с аппаратурой для дневной и ночной фоторазведки и отдельного контейнера для радиоразведки.

В начале 60-х годов в ОКБ Микояна создавался новый истребитель МиГ-25 со скоростью полета до 3000 км/час и больше и с потолком до 25000 метров. Для этого самолёта Б.Л. Кербер разработал новую систему энергообеспечения. Помимо того, было изменено в размещение оборудования в кабине. Главное внимание Борис Львович уделил надежности ее герметизации и удобству катапультирования лётчика. Впервые была создана система охлаждения кабины.

МиГ-25 удалось оборудовать комплексной пилотажно-навигационной системой «Полет-1И». Она включала систему воздушных сигналов, систему курса и вертикали, систему ближней навигации. Все основные конструкторские решения «Полет-1И» были предложены Б. Л. Кербером. Впервые пилотажно-навигационная система и бортовой радиолокационный комплекс большой дальности действия «Смерч-А» были сопряжены с единой системой автоматического управления полётом, перехватом воздушных целей, комплексом ближней навигации, возврата на аэродром и посадки «Ромб-1К». Новаторской на МиГ-25 оказалась созданная Б. Л. Кербером автоматизированная система контроля бортового оборудования, а также впервые разработанная и установленная система опознавания «свой-чужой», обладавшая высокой степенью защищенности и возможностью быстрой смены кодов.

Усилиями Б. Л. Кербера на разведчике МиГ-25Р дальнейшее развитие получили комплексы дневной и ночной фоторазведки, аппаратура общей и детальной радиоразведки. Впервые была разработана и установлена радиолокационная разведывательная станция бокового обзора. Комплексная навигационная система МиГ-25Р «Пеленг» отличалась от ранее применявшихся наличием в ней бортовой цифровой вычислительной машины «Орбита-155», инерциальной навигационной системы высокой точности «АНИС-8» и системы дальней радионавигации РСДН.

На самолетах с крылом изменяемой стреловидности: истребителе-перехватчике МиГ-23 и истребителе-бомбардировщике МиГ-27 Б. Л. Кербер предложил выносить основную пилотажно-навигационную информацию на лобовое стекло. Довести эту идею до практического воплощения тогда не удалось. Это стало доступно лишь технологиям XXI века. Успел Б. Л. Кербер поработать и над истребителем четвёртого поколения МиГ-31. Этот самолёт был принят на вооружение уже после его смерти, которая последовала после тяжелого заболевания 28 ноября 1978 года. Похоронен Борис Львович в Москве.

Интересные факты

  • В мае 1935 года был запланирован демонстрационный полёт агитсамолёта «Максим Горький». Тогда, правительство пригласило на борт в качестве пассажиров сотрудников ЦАГИ, отличившихся при строительстве авиагиганта. Отпечатали пригласительные билеты, одним из которых премировали Б. Л. Кербера. Накануне полёта сотрудник ЦАГИ, также получивший приглашение, признался, что очень хотел бы полететь с женой. Он упросил Б. Л. Кербера отдать свой билет. Весьма неохотно тот согласился. Как известно, 18 мая этот полёт закончился гибелью самолёта. Погибли 11 человек членов экипажа и 35 пассажиров, из которых шестеро детей и две женщины. Одной из этих женщин, очевидно, и была та самая жена специалиста ЦАГИ, которая летела по билету Б. Л. Кербера.
  • Двигатели на Як-25 располагались очень низко под крыльями и при работе на земле засасывали с поверхности взлетной полосы песок и мелкие камни, которые наносили повреждения лопаткам компрессоров. Летчики метко прозвали Як-25 «пылесосом». Е. Г. Адлер спроектировал на двигатели защитные сетки, а для того, чтобы они не обледеневали, предусмотрел на спицы нихромовые нагревательные спирали. Свой проект он напрямую согласовал с А. С. Яковлевым и направил на Саратовский завод для исполнения. Оттуда сразу стали поступать жалобы, что новшество Е. Г. Адлера потребляет 10кВт, в то время, как генератор выдает только 6. Разобраться «в кратчайший срок и не останавливая производства» А. С. Яковлев послал Кербера. Ни Е. Г. Адлер, ни А. С. Яковлев не учли, что смена генератора требовала внесения существенных изменений во всю электрическую схему истребителя, а также конструктивных решений, обусловленных изменением габаритов генератора. Кербер решил все поставленные задачи, но выпуск самолётов был неизбежно задержан. А. С. Яковлев, не вникая в причину задержки, депремировал Кербера.

Семья

  • мать: Ольга Федоровна Хур. фон Шульц; 1866—1942);
  • жена: Антонина Петровна (ур. Алексеева; 1908—1992);
    • дочь: Ольга Борисовна (1937) — авиаинженер ИЦ ОКБ им. А.И. Микояна;
    • сын: Алексей Борисович (1941) — заместитель Главного конструктора по оборудованию ИЦ ОКБ им. А.И. Микояна;
  • дед: Бернгард Августович Кербер (1837—1915) — доктор медицины, профессор Дерптского университета;
  • дед: Фёдор Богданович фон Шульц (1820—1880) — контр-адмирал;
  • брат: Виктор Львович Корвин-Кербер (1894—1970) — один из первых российских морских лётчиков, авиаконструктор ОКБ Д. П. Григоровича, заместитель Главного конструктора ОКБ И. В. Четверикова;
  • брат: Леонид Львович Кербер (1907—1978) — авиаконструктор, доктор технических наук, заместитель Генерального конструктора А. Н. Туполева по оборудованию;
  • двоюродный брат: Вильгельм Евгеньевич Гарф (1884—1938) — комдив.

Награды и премии

  • Орден Красной Звезды (1942)
  • орден Отечественной войны I степени (1944)
  • орден Ленина
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за разработку в области связи
  • медали

Библиография

  • Кербер Л. Л., Кербер Б. Л. Самолётные радионавигационные станции и их эксплуатация. 1936.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ