Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кербер, Борис Львович

Кербер, Борис Львович

Конструкторы

27 апреля 1907 - 28 ноября 1978

советский авиаконструктор, специалист в области авиационного оборудования


Борис Львович (Людвигович) Кербер (нем. v. Krber) (14 (27) апреля 1907, Санкт-Петербург — 28 ноября 1978, Москва) — советский авиаконструктор, специалист в области авиационного оборудования.

Заместитель Генерального конструктора А. С. Яковлева по оборудованию.

Заместитель Генерального конструктора А. И. Микояна по оборудованию.

Лауреат Сталинской премии (1951).

Потомственный дворянин, представитель немецко-балтийского духовно-аристократического рода Krber. Евангелическо-лютеранского вероисповедания.

Биография

Борис Кербер стал третьим сыном в семье морского офицера Людвига Бернгардовича Кербера и его жены Ольги Федоровны (ур. фон Шульц). Отец, который по долгу службы почти непрерывно находился в плаваниях, длительных командировках, а после Октябрьской революции оказался в эмиграции, — в воспитании сына участия практически не принимал. Борис воспитывался матерью и старшим братом Виктором.

Кадеты Первого кадетского корпуса: Борис (слева) и Леонид Керберы с матерью Ольгой Федоровной. Стрельна, сентябрь 1917 г.

В 1917 году Борис поступил в Первый кадетский корпус, но уже в марте следующего года из-за расформирования корпуса вынужден был прервать образование. В это время вместе с матерью и братом Леонидом он проживал на 10-й линии Васильевского острова. После того, как «в порыве классовой ненависти» семья адмирала была выставлена революционными матросами на улицу, они перебрались в Лугу, где жили близкие матери: сестра Мария и брат — отставной вице-адмирал Михаил Фёдорович Шульц.

В Луге до 1921 года Борис учился в школе. За эти три года ему пришлось быть свидетелем многих событий. Он испытал голод, видел, как брала город Северо-Западная армией Юденича и как потом отступала... На его глазах перед самым приходом белых, в августе 1919 года, чекисты арестовали его дядю — вице-адмирала М. Ф. Шульца, которого вскоре расстреляли. В 1921 году с матерью и братом Леонидом, успевшим поучаствовать на стороне красных в Гражданской войне, переехал в Таганрог. Здесь осел старший брат, который после службы морским лётчиком в составе белой армии Деникина сумел устроиться инженером на местный авиазавод. Имея всего три класса образования, Борису надолго забыл об учёбе. Чтобы семья могла выжить, он вынужден был подрабатывать на авиазавод и наравне со взрослыми заниматься домашним хозяйством.

С весны 1922 года Б. Кербер проживал в Москве, куда на конструкторскую работу в Главное управление авиационных заводов (Главкоавиа) был переведен старший брат. Некоторое время он выполнял черновую работу в конструкторской группе Д. П. Григоровича, сотрудником которой оказался Виктор Корвин-Кербер. К зиме 1922 года Борис устроился в Государственный центральный авиационный склад-парк, находившийся в северо-восточной части Ходынского аэродрома. Здесь он проявил особый интерес к разнообразному авиационному оборудованию. Это заставило много читать, заниматься самообразованием.

Братья Леонид (слева) и Борис Керберы, когда все только начиналось. Москва, 1924 г.

Из-за проблем со здоровьем весной 1923 года Б. Кербер оставил работу, но уже осенью, имея за плечами всего 3 класса, он экстерном сдал все экзамены и поступил в 9-й класс школы. С января 1924 года параллельно с учёбой он работал в Московской высшей школе красновоенлетов. Весной 1925 года, получив аттестат о среднем образовании, Борис, как представитель «социально чуждого класса», сумел поступить лишь в единственное в Москве частное высшее образовательное учреждение — Государственный электромашиностроительный институт имени Я. Ф. Каган-Шабшая (слово «государственный» означало, что выпускники получали дипломы государственного образца). Однако, несмотря на помощь двоюродного брата В. Е. Гарфа, финансовая нагрузка для семьи оказалась непосильной, и через несколько месяцев он вынужден был оставил учёбу.

В течение двух лет Б. Кербер работал электромонтажником, пока в 1929 году не был призван на действительную службу в РККА. Поскольку он имел законченное среднее образование, в армии служил по программе годичной подготовки младших командиров РККА запаса. Успешно пройдя аттестацию, в октябре 1930 года Борис был уволен «в отпуск до окончания пятилетнего срока службы».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ