Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ешевский, Степан Васильевич

Ешевский, Степан Васильевич

Историки

российский историк, специалист по истории раннего Средневековья, профессор истории


Степан Васильевич Ешевский (21 января [2 февраля] 1829, Шоргутово, Костромская губерния — 15 [27] мая 1865, Москва) — российский историк, специалист по истории раннего Средневековья, профессор истории.

Биография

Учился сначала в костромской, потом в нижегородской гимназии, где на акте читал статью: «Пребывание Петра Великого в Нижнем», тогда же напечатанную в «Нижегородских Губернских Ведомостях». Из учителей имел на него влияние учитель истории П. И. Мельников-Печерский.

В 1846 году Ешевский поступил в Казанский университет на 1-е отделение философского факультета (ныне историко-филологический), где слушал И. А. Иванова, тогда одного из лучших профессоров.

В 1847 году Ешевский перешёл в Московский университет, где слушал П. Н. Кудрявцева, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, Ф. И. Буслаева, С. П. Шевырева, П. М. Леонтьева, М. Н. Каткова.

Работать он начал под руководством П. Н. Кудрявцева и ревностно занялся началом средневековья, изучая Григория Турского. Написанная им кандидатская диссертация, посвященная этому писателю, обратила на себя внимание Грановского.

Окончив курс в 1850 г., начал службу в московском Николаевском институте. В 1851 г. напечатал в «Московских Ведомостях» рецензию на «Судьбы Италии» Кудрявцева, а в 1852 г. в «Отечественных Записках» — «Обозрение истории литературы за 1851 г.» и рецензию на публичные лекции Грановского.

В последние годы своего студенчества он ревностно изучал историческую литературу. В 1853-1854 гг. читал русскую историю и статистику России в одесском Ришельевском лицее. Защитил (1855) магистерскую диссертацию «Аполлинарий Сидоний». Книга эта, до сих пор не потерявшая своей цены, представляет блистательную картину политического, умственного и нравственного состояния Галлии в V веке. В характеристике Сидония слышится ученик Кудрявцева, тонкого психолога. Главное достоинство книги (по замечанию Кудрявцева на диспуте) состоит в том, что автору удалось показать, как из развалин старого возникает новое общество.

В 1855 г. Ешевский был избран казанским университетом на кафедру русской истории, вместо Иванова. В Казани он сначала читал курс об Елизавете Петровне (напечатанный в «Отечественных Записках», а потом в «Сочинениях»), очень замечательный для того времени, когда архивы ещё были закрыты и не только не появились соответствующие тома «Истории России» Соловьева, но не было и монографий Семевского. Важно было то, что Ешевский ввел в своё изложение данные «Полного Собрания Законов». В следующий год Ешевский читал курс историографии, который сохранился только в записках слушателей.

Успех Ешевского у слушателей был необыкновенно велик: профессор знакомил живым словом с современным состоянием науки, именно тогда оживившейся.

В годы преподавания в Казанском университете предпринял самостоятельные археологические изыскания в районе р. Камы и Седьмиозерной пустыни, в результате которых им была собрана коллекция булгарских ювелирных украшений. По мысли Ешевского, основан при казанском университете этнографический музей.

Вслед за смертью Грановского, московский университет выбрал Ешевского в его преемники; но министерство не отпустило Ешевского из Казани.

В 1857 г. он оставил кафедру и занял в Москве место преподавателя в Александринском сиротском корпусе. Тогда министерство наконец утвердило его профессором московского университета, и в январе 1858 г. он начал преподавание.

Начать ему пришлось поминками по своему учителю: Кудрявцев скончался. Курс Ешевского в этом семестре назван в сочинениях: «Центр Римского мира и его провинции». Как бы предвосхищая V т. истории Моммзена, Ешевский живо обрисовал характер каждой провинции, её прошлое, влияние на неё Рима и обратное влияние её на Рим. Курс следующего года назван в издании сочинений: «Очерк язычества и христианства». Здесь профессор вводит слушателей во внутреннюю историю тогдашнего Рима, знакомит с борьбой язычества с христианством и с победой последнего. Кроме средней истории, излагавшейся им монографически (он считал возможным создать общий курс истории не ранее 15 лет монографических курсов), Ешевский читал ещё курс древней истории, излагавшейся не по источникам. Этого курса он не писал, и потому его нет в «Сочинениях». Судя по воспоминаниям слушателей, курс знакомил начинающих с исторической критикой.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ