Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Виллар де Оннекур

Виллар де Оннекур

Архитектура

архитектор из Пикардии, который стал известен в XX веке благодаря альбому его оригинальных рисунков, хранящемуся в Парижской Национальной библиотеке


Виллар де Оннекур (де Гоннекур; Villard de Honnecourt, ок. 1195 года — ок. 1266 года) — архитектор из Пикардии, который стал известен в XX веке благодаря альбому его оригинальных рисунков, хранящемуся в Парижской Национальной библиотеке.

История изучения

Несмотря на ключевую роль в возведении готических соборов, средневековый зодчий мало чем выделялся среди ремесленников, поэтому у него тогда не было и не могло быть биографа. Наибольшим почётом было упоминание о нём в летописи или местной хронике. Исключением в этом плане является биография архитектора Виллара де Оннекура. Историк искусства Ганс Ханлозер в 1935 году опубликовал капитальное исследование альбома его чертежей и рисунков. Эта рукопись уникальна, т.к. представляет нечто наподобие дневника архитектора эпохи готики первой половины XIII века. Тщательное изучение альбома дало возможность Ханлозеру восстановить биографию этого забытого мастера.

Канва биографии

Точное место рождения Виллара неизвестно. Он мог быть уроженцем села Оннекур-сюр-Эско или города Камбре. Скорее всего, начинал подмастерьем на стройке. Образование совершенствовал во время путешествий и участия в строительстве различных храмов. В альбоме Виллара есть документальные зарисовки деталей соборов или архитектурных деталей, которые позволили воссоздать маршрут его странствий по городам Камбре, Сен-Кантен, Шартр, Мо, Лан, Реймс и Лозанна. Самым дальним пунктом его поездки, возможно, стал словацкий город Кошице в составе земель венгерской короны. В альбоме есть упоминание о строительстве собора св. Елизаветы в этом городе.

По возвращении из путешествия Виллар стал главным мастером цеха строителей в Сен-Кантене. Умер в весьма преклонном для той эпохи возрасте в 1266 или около того года. Архитекторы того времени редко доживали до преклонного возраста: они страдали от холодных сквозняков на стройплощадках, эпидемических болезней, плохой техники безопасности и несчастных случаев на стройке.

Судьба альбома

После смерти Виллара де Оннекура его рукопись продолжали дополнять два строителя или зодчих. На последней странице имеется надпись XV века с пометкой, что альбом Оннекура имел 40 листов, то есть больше, чем сейчас. В 1666 году обладателем альбома стал Андре Филибьен, историк при дворе французского короля Людовика XIV. В 1795 году в составе конфискованных французскими революционерами коллекций рукопись стала достоянием Французского государства. В период повышенного внимания и изучения сооружений эпохи готики рисунки рукописи были опубликованы в XIX веке. Исследователь Ганс Ханлозер в 1935 году обнародовал первое капитальное исследование альбома Виллара де Оннекура.

Содержание альбома

«Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. Потому в книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием установок геометрии» — так начинается эта рукопись. Из надписи стало известно имя автора.

Необходимость хранить накопленные знания возникла давно. Служила этому и письменность. Наиболее сложным среди ремесел стало строительство, ибо без знания наук и опыта мастеров-предшественников успешное строительство было невозможно. Сохранению знаний в период готики стали служить письменность и собственные чертежи архитектора, архитектурная графика.

На ранних этапах Средневековья чертежи выполняли на деревянных дощечках-диптихах, покрытых воском, как это было в позднеантичную эпоху. В двух досках делали углубление, которое покрывали воском. Вощёные поверхности накладывали друг на друга, а доски связывали, чтобы избегать порчи надписи или рисунка. Первые чертежи архитектора очень напоминали рисунки. И в альбоме де Оннекура они размещены рядом, или это смесь рисунков и чисто чертежей.

Во времена жизни Оннекура для чертежей архитекторы использовали также камень, пергамент и бумагу. Все материалы использовались одновременно. Архитектурные чертежи сохранились на каменных плитах в соборах Лиможа, Нарбонны и Клермона. Известны и чертежи Страсбургского собора на больших листах пергамента.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ