Антонин Энгель (чеш. Antonn Engel, 4 мая 1879, Подебрады—12 октября 1958) — чешский архитектор и градостроитель, теоретик архитектуры, преподаватель, ректор Чешского технического университета (1939 год), автор плана развития района Праги «Дейвице».
Биография
Антонин родился в Подебрады в семье сахарного инженера Августина Энгеля, вскоре переехавшего в Прагу. В 1879 году Антонин сдал выпускные экзамены в чешском высшем реальном училище в районе Мала-Страна и поступил на специальность «архитектура и строительство» Чешского технического университета у профессора Яна Колы. В 1901 году перешёл к профессору Йозефу Зитеку, обучение у которого окончил в 1904 году в «немецкой политехнике» (университет был разделён на чешскую и немецкую часть). Стал членом клуба Манеса в 1904 году, позже клуба «За старую Прагу» (основан в 1900 году).
В 1905—1908 годах учился у Отто Вагнера в Академии изобразительных искусств в Вене. За идеалистический проект перестройки Летны выиграл Римскую премию и совершил поездку в Италию.
После возвращения работал архитектором-проектировщиком и педагогом. В 1922 году получил статус профессора. Два раза Энгель был в должности декана Высшей школы архитектуры и строительства, потом в 1939 году стал ректором Чешского технического университета (в 1945 году был вынужден оставить должность из-за требований коммунистов). В 1948 году был выкинут с поста главы Института строительства городов (чеш. stav stavby mst), который основал и которым руководил 20 лет.
Творчество
До Первой мировой войны Антонин разработал в Подебрады проект ГЭС и других инженерных сооружений на Эльбе. В Праге в то время была построена вилла на Бржеговой улице, .p. 43.
В 20-х годах архитектор занимался градостроительными проблемами большой Праги. Тогда появились его самые известные проекты — водокачка в Подоли (Прага) и план Дейвице (Прага). С последним Энгель победил в конкурсе как раз в то время, когда было принято политическое решение строить в этом районе здания высших учебных заведений.
В 1924 году академический сенат (орган Чешского технического университета) назначил Энгеля главным архитектором новых университетских зданий в районе Дейвице.
План района «Дейвице»
Антонина Энгеля называют «создатель Дейвице» (чеш. tvrce Dejvic), потому что он автор плана этого района в 1922—24 годах, существенно изменившего образ региона.
Время первых лет существования Чехословакии было полно больших надежд и планов. Сразу была создана комиссия для регулирования развития Праги — новой столицы. Было объявлено много конкурсов. Однако время Первой Республики подошло к концу, и план развития Девице стал одним из немногих реализованных.
Собственно, главной задачей было поставлено не решить застройку территории, а спланировать возвышенность Летна и её соединение центром Праги. Именно связь с городом является ключевой, из-за её ограниченности район Девице, где были средневековые укрепления и Буштеградская железнодорожная ветвь, не получил спонтанного развития в конце XIX века, как это произошло с большинством пригородов.
Главным элементом неполностью симметричной композиции является большая площадь Победы (чеш. Vtzn nmst) подковообразной формы, из неё лучами выходят главные проспекты наподобие барочных планировок. Система дополнена меньшими улицами, расположенными в шахматном порядке, и блоками домов разного размера.
Кроме того, Энгель является автором ряда зданий, создающих облик района, в первую очередь это здания министерства национальной обороны Чехословакии, обращенные к площади Победы (1926—34), студенческое общежитие Масарика на улице Тхакурова (1923—25). Архитектор является идейным вдохновителем зданий ареала Чешского технического университета. Его стиль можно коротко охарактеризовать стремлением к монументальности и любовью вертикальному членению фасада пилястрами.
Как бывает у монументальных проектов, работы не были завершены, когда пришёл конец Первой республики. Главное, не были готовы центральные участки вокруг площади Победы, не были произведены земляные работы, обеспечивающие коммуникации у Летны, не было реализовано соединение с Градчанской площадью, не была ликвидирована Буштеградская железнодорожная ветвь. Эти ключевые моменты обеспечивали логику размеров и монументальности площади Победы, без них проект потерял свой первоначальный смысл.