Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чилингаров, Артур Николаевич

Чилингаров, Артур Николаевич

Министры

День рождения 25 сентября 1939

представитель в Совете Федерации от Администрации Тульской области, бывший депутат Госдумы РФ от НАО с 1993 по 2011


Артур Николаевич Чилингаров (род. 25 сентября 1939 года, Ленинград) — советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель, депутат Государственной думы РФ, бывший член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представитель в Совете Федерации от Администрации Тульской области, бывший депутат Госдумы РФ от НАО с 1993 по 2011.

Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации (один из четырёх людей, удостоенных обоих званий). Доктор географических наук, член-корреспондент РАН. Первый вице-президент Русского географического общества, президент Государственной полярной академии, член экспертного совета национальной премии «Хрустальный компас». Член бюро Высшего совета партии «Единая Россия».

Биография

Родился в 1939 году в Ленинграде. Отец Чилингарова — армянин, мать — русская. Спустя два года после его рождения семья оказалась в осаждённом городе. Подростком переехал с семьей в Северную Осетию, где жил долгое время во Владикавказе (тогда: Орджоникидзе).

В 1963 году окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище (ныне Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова) по специальности океанология.

Многие годы Чилингаров проработал на рядовых должностях: научным сотрудником Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, инженером-гидрологом лаборатории в Тикси, в устье реки Лены. Инициативность, склонность к организаторской работе, умение ладить с людьми были замечены.

В 1970—1980-е годы Чилингаров выдвигается на высокие посты в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии — от начальника территориального управления в Амдерме до заместителя председателя комитета.

Деятельность

Трудовой путь начал слесарем-монтажником Балтийского судоремонтного завода.

1963 год — работа в Арктической научно-исследовательской обсерватории в посёлке Тикси в качестве инженера-гидролога; изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу.

1965 год — избрание первым секретарём Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. За всю историю ВЛКСМ он был единственным беспартийным секретарём райкома.

1969—1971 — возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21». Полученные результаты позволили обосновать возможность круглогодичного использования трассы Северного морского пути на всём её протяжении. Являлся начальником дрейфующей станции «СП-19», заместителем начальника станции «СП-22».

C 1971 года — начальник антарктической станции Беллинсгаузен 17-й советской антарктической экспедиции.

1974—1979 годы — начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды.

1979—1986 годы — начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.

1982 год — при помощи председателя Союза обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами космонавта Валентины Владимировны Терешковой Артур Николаевич был утверждён президентом общества «СССР — Канада».

1986—1992 годы — заместитель Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. Руководитель научной экспедиции на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу и трансконтинентального перелёта «Ил-76» в Антарктиду.

1999 год — руководил сверхдальним перелётом многоцелевого вертолёта Ми-26, показавшим возможности эксплуатации винтокрылых машин в центральных районах Северного Ледовитого океана.

2001 год — один из кураторов конференции «Арктика на пороге третьего тысячелетия: новые задачи», проведённой в октябре в Брюсселе в рамках Европейского союза,США, России, Канады.

2002 год — Чилингаров возглавил полёт одномоторного самолёта Ан-3Т на Южный полюс. Самолет в разобранном виде привезли на побережье континента на борту Ил-76. Была показана эффективность использования лёгкой авиационной техники на ледовом щите Антарктиды: заметное достижение на фоне свёртывания присутствия России в Антарктике. Однако Ан-3Т не смог оторваться от ледника: двигатель не завелся из-за разреженного воздуха и мороза. Машину пришлось оставить на полюсе. Через несколько лет её отремонтировали и своим ходом отправили опять к побережью. А в 2002-м выручили американцы: отправили участников экспедиции на своих самолётах. Чилингаров много сделал для развития арктического (в официальной терминологии экстремального) туризма, организовывая воздушные экскурсии на Северный полюс с высадкой на лёд сотен людей, зачастую с детьми.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ