Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Черновский, Казимир Гаврилович

Черновский, Казимир Гаврилович

Изобретатели

изобретатель, один из первых авторов проекта подводной лодки


Казимир Гаврилович Чарновский (1791, имение Корытница, Игуменский уезд, Минское воеводство, Речь Посполитая — 8 ноября 1847, Сарапул) — изобретатель, один из первых авторов проекта подводной лодки.

Юные годы

Родился в семье небогатого помещика. В детстве не имел большого интереса к наукам, но увлекался чтением. Очень рано женился — на Эмилии, дочери богатого варшавского торговца. В браке родился сын, но семейная жизнь не сложилась и жена уехала жить к отцу, оставив мужа в имении.

В возрасте 33 лет в 1824 году он приехал в Петербург, где поступил учиться в Медико-хирургическую академию.

Революционные настроения, которыми он отличался с ранней молодости, в студенческой среде усилились, но общение на темы, запрещённые властями, было прервано доносом, в результате которого Черновский в 1829 году был заключён в тюрьму за принадлежность к революционному обществу.

Работа над проектом подводной лодки

Желая освободиться из заключения, Черновский написал письмо самому Николаю I, в котором обещал при наличии денежных средств, людей и строительных материалов за 40 дней построить подводную лодку — корабль, которого в то время не было ни в одной стране мира, не из дерева, как предлагали зарубежные учёные, а из металла, причём он предполагал использовать лодку для ловли жемчуга в Финском заливе или, при оснащении её пушками, для военных целей. Письмо попало на стол императора, который прочитал его, заинтересовался и потребовал от Черновского сначала представить проект судна. Тот понимал, что долго император ждать не будет, поэтому уже через три недели его работа «Описание подводных судов» была в императорской канцелярии. «Описание…» было отправлено на техническую экспертизу генерал-майору путей сообщения Базену, который ответил на проект детальным анализом всех недостатков на 22-х страницах. Он отметил отсутствие оптической трубы, недоработки в конструкции вентиляционной системы, малый объём балластных цистерн и множество других моментов. Базен также обратил внимание на необходимость привлечения к работам опытных специалистов, так как подозревал в авторе проекта дилетанта, который если и имел какие-то инженерные знания, то всё же демонстрировал значительные пробелы в техническом образовании. При этом общая идея была принята, и рекомендовалось продолжить работу с Черновским в данном направлении.

Однако, несмотря на оптимистичное заключение Базена, Черновского ошибочно перевели на более строгие условия содержания в тюрьме — туда, где он не мог получать даже ручку и бумагу. В отчаянии он пытался покончить жизнь самоубийством, но был вовремя остановлен надзирателями.

Черновский пытался работать над своим проектом в тюрьме, с большими трудностями добившись права на письменные принадлежности, но только в 1832 году Базен получил новый проект на 62 страницах. Проект был детально рассмотрен, но на этот раз заключение было не таким оптимистичным: «Проект служит новым доказательством того, что воображение, не управляемое основательными познаниями в науках, не в состоянии произвесть полезного изобретения».

В 1834 году Черновский был выпущен из тюрьмы, но сослан в Архангельск. Там горе-изобретатель работал в губернском управлении, одновременно занимаясь подготовкой восстания. Он устанавливал связи со ссыльными и моряками, планируя к началу навигационного сезона захватить 2 военных корабля, фрегат, несколько рыбацких шхун, провиант, оружие, а также — зачем-то — некоторое количество лошадей. После очередного доноса Черновский оказался в центре внимания следователей, которые выяснили, что он успел привлечь на свою сторону более 800 человек, причём со всеми Черновский общался лично.

За подготовку этого восстания Черновский в 1839 году был сослан в город Сарапул, где и умер через 7 лет.

Конструкция лодки Черновского

До сих пор не установлено, как без сложных инструментов, книг и справочников Черновский смог за три недели создать объёмное и вполне научно аргументированное описание первого в Российской империи проекта подводной лодки. Он предусмотрел практически всё — и систему перемещения под водой, и баллоны с кислородом, и специальные мины с химическим запалом для вооружения подлодки, и амортизатор для донных погружений, и даже скафандр. Впервые в мировой практике Казимир Черновский обосновал необходимость использования для строительства подлодки металла и придания кораблю обтекаемой цилиндрической формы.

Основой лодки должен был, по его проекту, быть металлический цилиндрический корпус с заострённым носом и плоской, словно обрубленной кормой длиной 10 и диаметром 3 метра. Изнутри лодку предлагалось обтянуть кожей для теплоизоляции. Двигаться она должна была за счёт семи пар весел, которые ставились на специальные кронштейны и при необходимости легко убирались внутрь или же, наоборот, выдвигались через кожаные манжеты. Для маневрирования под водой планировалось использовать 4 весла, которые выдвигались из кормы, — поэтому её и пришлось делать плоской. Погружение предполагалось осуществлять за счёт наполнения водой кожаных резервуаров в количестве 28; для всплытия балласт из них должен был выдавливаться с помощью рычагов, само же всплытие должно было осуществляться благодаря новаторской выдвижной рубке с иллюминаторами: при её выдвижении внутренний объём субмарины увеличивался, и за счёт этого она всплывала.

Главная его находка состояла в мине, которую можно было устанавливать из-под воды на днище корпуса корабля противника. Черновский изобрёл и собственный взрыватель к этой мине, причём принцип его используется и поныне, только вместо квасцов, предложенных им, пользуются кусочком сахара.

Значение

Черновский одним из первых предложил построить корабль цилиндрической формы, с металлическим корпусом, снабжённым подвижным перископом. Существует мнение, что русский генерал Шильдер, который построил в 1834 году первую металлическую подводную лодку, был знаком с проектом Черновского и позаимствовал из него некоторые технические идеи.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ