Юрий Геннадьевич Сапрыкин (родился в 1973 году) — российский журналист, главный редактор журнала «Афиша» (2003—2008), шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша» (2011—2014). Известен также в качестве музыкального критика и радиоведущего.
Биография
Образование
Юрий Геннадьевич Сапрыкин родился 7 февраля 1973 года в городе Новомосковске Тульской области. Учился в школе № 1 этого города, окончил её в 1990 году и продолжил обучение в Москве, в 1995 году окончив философский факультет МГУ (кафедра истории зарубежной философии).
Сапрыкин писал, что подрабатывать начал ещё во время учёбы, как и многие его однокурсники. В 1991 году он был курьером в «небольшой туристической компании», которой руководил его однокурсник Дмитрий Каменщик.
Одно время Сапрыкин, по собственным словам, пробовал себя в роли ночного маклера в «некоей коммерческой компьютерной сети», при этом «ни одной сделки, будь то с овсом или станками» ему «зафиксировать не удалось». Затем он «по чистой случайности» попал в рекламную газету, которая спонсировалась фирмой, торговавшей бытовой техникой: перед Сапрыкиным ставилась задача насытить издание «ярким запоминающимся контентом». Со временем оно «как-то незаметно выросло полноценное рекламное агентство» с единственным клиентом — АОЗТ «Гермес Финанс». Сапрыкину в агентстве «было поручено заниматься пиаром в прессе»: по его словам, в этом качестве он «развозил по редакциям конверты с деньгами», предназначенными для оплаты заказных публикаций. Впоследствии руководители «Гермеса» бежали из страны, скрываясь от правосудия.
Карьера
Известно, что с 1994 года Сапрыкин работал ведущим, а затем до 1998 года программным директором ООО «Предприятие „Авторадио“». На одноимённой радиостанции он вёл ряд передач (в том числе детскую программу «Большая перемена», программу «Иллюзион» с музыкой из «старых добрых фильмов»).
С 1999 года Сапрыкин под псевдонимом Юрий Близорукий работал «как линейный диджей», вёл передачи на «Нашем радио», в том числе «Воздух», «Красавица и чудовище» (вместе с Людмилой Стрельцовой). Кроме того, вместе с журналистом Валерием Панюшкиным он вел ток-шоу «Клиника-22». Программа начала выходить в 1999 году, «в период предвыборной борьбы», в ней обсуждались политические и социальные темы, но уже в 2000 году она была закрыта. Параллельно с работой на радио Сапрыкин писал статьи для делового журнала «Компания».
Ещё в 1999 году приятель Сапрыкина Олег Зинцов предложил ему писать про музыку в новый журнал «Афиша». Однако главному редактору издания Илье Осколкову-Ценциперу так не понравился пробный материал критика о группе «Тайм-Аут», что он, как воспоминал Сапрыкин, приказал охране не пускать его в редакцию. В 2000 году ситуация изменилась и, теперь уже по приглашению сотрудничавшего с журналом Панюшкина, Сапрыкину, которого главред, «по счастью, уже не помнил», удалось устроиться в «Афишу». В том же году Сапрыкин занял пост заместителя главного редактора журнала.
В апреле 2003 года Сапрыкин стал главным редактором журнала «Афиша», а Осколков-Ценципер занял пост главного редактора ИД «Афиша». В связи с переходом на новую должность Сапрыкин оставил свою работу ведущего программы «Воздух» на «Нашем радио».
1 июля 2008 года Сапрыкин перешел на должность редакционного директора изданий ЗАО «Афиша Индастриз», а на место главного редактора журнала «Афиши» был назначен молодой журналист Илья Красильщик, «которому едва перевалило за двадцать». Сапрыкин объяснял кадровые перестановки тем, что журналу нужен был «интерес к новому», свойственный молодым, а также тем, что сам он «действительно устал», и ему «страшно думать, что до гробовой доски так и будешь возиться с „развлечениями Москвы“».
В прессе отмечали, что с тех пор, как в сентябре 2008 года Сапрыкин написал в «Афише» колонку про хипстеров, за ним закрепился имидж «главного специалиста по этой молодёжной субкультуре», а «Афишу» стали называть «главным хипстерским журналом». При этом сам журналист утверждал, что хипстеры — это «пролетариат креативных индустрий», появление которого вызвано появлением множества «профессий, связанных с производством разнообразных, прежде всего визуальных образов», а также те, кто его представителям подражает. «…Если подходить к этому вопросу с какой-то марксистской точки зрения, то да, я хипстер», — отмечал Сапрыкин.