Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пругавин, Александр Степанович

Пругавин, Александр Степанович

Литературоведы

российский публицист-этнограф, историк, исследователь раскола русской церкви


Александр Степанович Пругавин (1850—1920) — российский публицист-этнограф, историк, исследователь раскола русской церкви.

Биография

Родился в 1850 году в Архангельске в семье смотрителя народных училищ Архангельской губернии, поступил в местную гимназию. В 1869 году поступил в Московскую Петровскую земледельческую и лесную академию. Учебное заведение не окончил по причине участия в студенческих волнениях, привлекался по процессу «нечаевцев». В результате было запрещено жить в столицах. В апреле 1871 года выслан под надзор полиции в Архангельскую губернию. До 1879 г. Александр Степанович Пругавин обязан был проживать в Архангельской и Воронежской губерниях. В Воронеже в 1872 г. Пругавин организовал революционный кружок, где вел антиправительственную пропаганду. За это в конце 1873 г. был переведен в маленький город Воронежской губернии Коротояк. Там он поступил на службу в земскую управу. Оттуда вёл активную переписку с народниками. Из-за «политической неблагонадежности» снова отправлен в Архангельск, где поступил на службу в местное воинское присутствие. В феврале 1879 года был освобождён от полицейского надзора и переехал в Санкт-Петербург.

Рождение и проживание на Крайнем Севере способствовали проявлению интереса к русскому сектантству и расколу. Первая его статья публицистическая статья по расколу «Знаем ли мы раскол?» была опубликована в «Неделе» в 1877 г. под псевдонимом Борецкого. В дальнейшем публиковался в «Голосе», «Новом Времени», «Русском Курьере», «Стране», «Русской Мысли», «Вестнике Европы», «Русских Ведомостях», «Историческом Вестнике», «Неделе» и других изданиях второй половины XIX века. Выпускал книги. Одна из его книг — «Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства.» была уничтожена после выхода по постановлению Комитета министров Российской Империи (1882).

Как исследователь старообрядчества, А. С. Пругавин, анализируя причины распространения раскола, предположил, что эти причины следует искать в экономической сфере, прежде всего, в сельском хозяйстве.

В 1917 году уехал в Уфу. Сотрудничал с Белым движением в Сибири, работал в колчаковских газетах. В марте 1920 года был арестован большевиками. Умер в Красноярской тюрьме от сыпного тифа.

Семья

Брат российского экономиста, земского статиста, либерального народника, Виктора Степановича Пругавина (1858—1896).

Основные труды

  • Знаем ли мы раскол?//Неделя. 1877. № 49-50
  • Еретики//Голос. 1880. № 227, 229, 234.
  • Шлиссельбургская крепость//Русская мысль. 1880. № 12.
  • Значение сектантства в русской народной жизни//Русская мысль. 1881. № 1
  • Раскол и его исследователи//Русская мысль. 1881. № 2.
  • Алчущие и жаждущие правды//Русская мысль. 1881. № 10, 12; 1882. № 1.
  • Чернокнижники//Русские Ведомости. 1883. № 151—152.
  • Губернаторское описание Выгорецкого общества//Исторический Вестник. 1883. № 8.
  • Русские сектанты до закона 3 мая 1883 года//Русская Мысль. 1883. № 10 и 11.
  • Запросы и проявления умственной жизни в расколе // Русская мысль. М., 1884. Год пятый, кн. I. С. 161—199.
  • Самоистребление. Проявление аскетизма и фанатизма в расколе. (Очерки, аналогии, параллели) // Русская мысль. М., 1885. Год шестой, кн. I. С. 79-111 ; год шестой, кн. II. С. 129—155.
  • Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. М.: типография И. Д. Сытина, 1904.
  • Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (К вопросу о веротерпимости). М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905.
  • Раскол и сектантство в русской народной жизни. М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1905.
  • Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. М. : Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1908.
  • Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. Изд. Т-ва «Общественная польза». — СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1909.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ