Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Джа-лама

Джа-лама

Военачальники

Сайд-нойон-хутухта, военачальник, хошунный князь, деятель национально-освободительного движения в Западной Монголии в 1910-х годах, считавшийся ламой


Дамбиджалцан (тиб. ; монг. Лувсандамбийжалсан; Дамбийжаа, Дамбижанцан; сокр. Джа-лама (монг. Жа лам); 1860, Астрахань — 1923, Шар Хулсны булаг, крепость Тенпай Джалцаны Байшин) — Сайд-нойон-хутухта, военачальник, хошунный князь, деятель национально-освободительного движения в Западной Монголии в 1910-х годах, считавшийся ламой.

Биография

Ранние годы и образование

Ранняя биография известна лишь со слов самого Дамбиджалцана и по слухам. Достоверность этих сведений сомнительна. Согласно этим данным, Дамбиджалцан родился в 1860 году в окрестностях Астрахани, в семье калмыка Темурсана Санаева, и принадлежал к племени дербетов. При рождении ему дали имя Амур (по другим сведениям — Балдан).

Около 1865 года, когда семья Санаевых переехала в Монголию, он был отдан в Долоннорский дацан для обучения грамоте. Проявив себя чрезвычайно способным учеником, был направлен в Тибет, где много лет учился в буддийском университете Гоман-дацан в столичном монастыре Дрепунг и получил прекрасное буддийское образование, однако, как свидетельствует устная традиция, был вынужден покинуть Лхасу из-за совершённого им убийства соседа-монаха. Тем самым он лишился монашеского сана. Однако Дилова-хутухта, сообщая о путешествии Дамбиджалцана в Тибет, ничего не пишет о его обучении там.

Дамбиджалцан, по словам Ю. Н. Рериха, несколько лет служил одним из да-лам (глава департамента) пекинского ямыня при Джанджа-хутухте, где ему вверялось устанавливать календари и решать другие астрономические и метафизические вопросы.

Однако, по мемуарам Дилова-хутухты, Дамбиджалцан «сам себя называл ламой, но никто не знал, был ли он в действительности таковым. Никто не знал его настоящий возраст. Никто не знал настоящей правды о нём».

Начало антикитайской пропаганды

В 1890 году Дамбиджалцан появился в Западной Монголии, выдавая себя за воплощение Амурсаны — джунгарского князя, в XVIII веке восставшего за освобождение монголов от власти империи Цин и вновь родившегося, чтобы избавить Монголию от маньчжуро-китайского ига. Вскоре к нему присоединились два влиятельных западномонгольских тулку, Джалханза-хутухта и Илгусан-хутухта.

Китайские власти, которых обеспокоило распространение пропаганды Дамбиджалцана, начали переговоры с консулом России в Урге с просьбой арестовать ламу. Китайский запрос удовлетворили и, по прибытии в Ургу, Дамбиджалцан как российский подданный был арестован и выслан в Кяхту. Вероятно, его принудительное пребывание в Бурятии было очень коротким, и он смог бежать (либо был отпущен) в Тибет или Внутреннюю Монголию. В конце 1891 года он вновь появился во Внешней Монголии, где снова был арестован китайскими властями и перевезён в Улясутай для дальнейшего расследования, однако практически сразу же отпущен. Из Улясутая Дамбиджалцан поехал в Кобдо и провёл там несколько месяцев. Из Кобдо он уехал обратно в Улясутай и затем в Ургу, где был арестован второй раз и снова выслан в Кяхту. В течение ряда последующих лет он на время отошёл от политической деятельности и часто путешествовал в Цайдам и Северо-Восточный Тибет.

Участие в российской экспедиции в Тибет

В 1900 году Дамбиджалцан, в то время известный как Шераб-лама, выступил проводником экспедиции П. К. Козлова в провинцию Кам в Тибете. Экспедиция, везшая подарки от Николая II к Далай-ламе XIII, была, однако, остановлена тибетскими властями, и Дамбиджалцан, якобы, был уполномочен П. К. Козловым прибыть для переговоров с тибетским правительством в Лхасу. Затем Дамбиджалцан отбыл в Карашар в Китайском Туркестане, где остановился у местного князя торгутов. Из Карашара он прошёл в Кобдо и Ургу, откуда, впрочем, был снова отправлен на поиски экспедиции..

Борьба за независимость Монголии

На рубеже XIX—XX веков империя Цин усилила китайскую колонизацию монгольской территории, добиваясь превращения Монголии в китайскую провинцию и ликвидации автономии страны. Как результат, уже в годы Русско-японской войны во Внутренней Монголии начали действовать партизанские отряды. В 1910 году Дамбийжалцан вновь появился в Карашаре, и за короткое время ему удалось собрать вокруг себя около 5 тыс. монголов, дербетов, торгутов и урянхайских сойотов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ