Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Дега, Ирина Петровна

Дега, Ирина Петровна

Театр

русская советская балерина, актриса театра ГОСЕТ, 2-я жена художника Натана Альтмана


Ирина Петровна Дега (Рачек, Животовская; 1907—1989) — русская советская балерина, актриса театра ГОСЕТ, 2-я жена художника Натана Альтмана.

Биография

Была знакома с Маяковским, который появился в её жизни как раз тогда, когда она с Альтманом собиралась вступить в брак. Поэт называл её «Козликом»; по словам Дега, посвящённое ей стихотворение с упоминанием «козлячьих лапок» должно сохранится в альбоме, оставшемся у последней жены Альтмана.

Как раз в это время Альтман писал мой портрет, который сейчас в Третьяковской галерее находится, и стоял мольберт и закрыт был тряпкой. Он пришел, открыл, смотрел долго, смотрел. «Ну, что ж, — он говорит, — художник пишет, но поэт тоже пишет». Так что он все время меня отбивал от Альтмана.

Борис Фрезинский пишет о ней: «Ирина Петровна была очаровательной, веселой, легкой, деятельной, и, конечно, это была золотая модель для художника».

В 1928 году ГОСЕТ отправился на гастроли по Европе, в составе труппы выехал Альтман — художник театра. Жена ждала визу — тогда в Германии состоялась её новая встреча с Маяковским. Визу она получила в 1929 году

Когда театр возвращался с гастролей, супруги предпочли остаться в Париже.

Фрезенский записал ее рассказ о парижской жизни тех лет: «Альтманы сняли квартиру далеко от центра — на бульваре Брюн, 21, в районе фортов Порт де Ванв. Это был только что выстроенный восьмиэтажный дом со всеми удобствами (редкость в тогдашнем Париже). Под Альтманами жили Савичи — друзья Ильи Эренбурга, и, заслышав голос Ильи Григорьевича, Альтманы устремлялись вниз, причем Ирина Петровна лихо съезжала по перилам. Вскоре грянул экономический кризис, и картины перестали покупать. В это трудное время Ирина Петровна много работала, чтобы дать Альтману возможность заниматься живописью». У них родился сын, умерший через полтора года. Дега рассказывала, как их поддерживал тогда Эренбург: «Он так понимал мое страдание, ежедневно приходил, чтобы чем-нибудь отвлечь, хотя мы и держались на людях сдержанно. Но Эренбург так понимал…»

В конце 1935 года супруги расстаются. После расставания Дега жила у Шухаевых. Альтман все-таки возвращается на родину, а Дега заключает контракт с американской труппой.

Однако в итоге Дега все-таки тоже вернулась в СССР. Марк Уральский пересказывает её слова о причине возвращения: «то, что вернулась, это она явно своим легкомыслием объясняла. Мол, помчалась, дура, за Альтманом, думала, выправится любовная лодка, но нет — разбилась о быт. И еще друзья сердечные уговаривали — все эти Катаевы, Кирсановы, Кольцовы и иже с ними. Когда они в Париже появлялись в ранге советских командировочных, то пели соловьями: „Все даже распрекрасно, свобода творчества полнейшая, как в двадцатом году. Что хошь с ней, то и делай — хоть с капустой ешь, но при этом и заработки стабильно гарантированные…“»

В период Великой Отечественной войны преподавала в эвакуации в хореографическом училище Большого театра. Также преподавала классический танец в студии Московского театра оперетты, в хореографической студии Дома пионеров Дзержинского района г. Москвы, ставила танцы для всех спектаклей театральной студии Стратилатовых.

В искусстве

Портреты Дега писали Натан Альтман (1927, ГТГ; «Портрет И. Д. в полосатой кофточке», 1936), Александр Лабас.

Дега дружила с художником Василием Шухаевым, у неё осталось много его работ, и из её собрания в коллекцию Третьяковской галереи попал шухаевский портрет Саломеи Андрониковой.

Ссылки

  • Научная библиотека МГУ. Отдел Устной истории (библиотечная карточка записи)
  • Ирина Дега на других портретах Альтмана, а также у Лабаса

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ