Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Де Хэвилленд, Джеффри: биография

Вторая мировая война

К началу Второй мировой войны de Havilland имел опыт производства всех существовавших тогда типов гражданских самолётов, включая амфибии канадского отделения, оснащая их двигателями собственного производства. Однако все эти машины, включая Albatross, имели деревянную конструкцию; фирма не имела ни опыта проектирования, ни опыта строительства цельнометаллических машин. Это, по стандартам мирного времени, исключало возможность самостоятельного выхода на рынок военной техники, однако дефицит алюминия во время войны вернул к жизни идею деревянных боевых машин.

Основной продукцией de Havilland в годы Второй мировой войны стал двухмоторный скоростной бомбардировщик de Havilland Mosquito, полностью деревянной конструкции. Де Хэвилленд выступил с концепцией Mosquito на конкурсе 1938 года, задание которого требовало традиционный, хорошо вооружённый, цельнометаллический тяжёлый бомбардировщик, и получил отпор — министерство предполагало использовать его фирму только как субподрядчика на производстве крыльев для чужих конструкций. На стадии эскиза выяснилось, что лётные качества вооружённого деревянного бомбардировщика будут неудовлетворительными, зато та же машина в невооружённом варианте будет достаточно быстрой, чтобы избегать боя с истребителями за счёт скорости. Благодаря посредничеству Уилфрида Фримена, старого товарища де Хэвилленда из министерства авиации, постройку прототипа разрешили уже после вступления Великобритании в войну; первый прототип поднялся в воздух 25 ноября 1940, а 20 сентября 1941 серийные Mosquito вступили в бой. В 1940—1950 было выпущено 7781 машина всех модификаций. Mosquito — единственная из серийных конструкций де Хэвиленда, не имевшая в имени префикса DH.

В середине 1942 de Havilland приступил к проекту Spider Crab («Паук-Бокоход») — турбореактивному истребителю с двигателем Хэтфорда. Опытный деревянный самолёт под управлением Джеффри-младшего поднялся в воздух 20 сентября 1943, спустя полгода после первого полёта Gloster Meteor, но был поставлен в серию только летом 1945 под именем DH.100 Vampire. Всего в Великобритании было построено 3269 машин, и свыше тысячи — по лицензии в других странах.

Джеффри де Хэвилленд-младший погиб при испытаниях реактивной бесхвостки DH 108 27 сентября 1946. Младший сын конструктора, Джон де Хэвиленд, также погиб в авиакатастрофе в 1943; их мать, Луиза де Хэвилленд, скончалась в 1949.

Послевоенные проекты

В 1943 де Хэвилленд участвовал в деятельности Брабазонского комитета, определявшего направления послевоенной конверсии британской авиапромышленности. Из четырёх базовых типов послевоенных гражданских самолётов, выработанных комитетом, на долю de Havilland пришлось два — наиболее утилитарный самолёт местной авиации («тип II» — замена DH.89 и Douglas DC-3), и наиболее сложный — турбореактивный лайнер первого поколения («тип IV»). Концепция реактивного пассажирского самолёта, не предусмотренная первоначальными планами комитета, была детищем де Хэвилленда.

DH.106 Comet, первый британский реактивный авиалайнер, поднялся в небо в июле 1949 и вышел на регулярные линии в мае 1952. Однако череда авиакатастроф 1952—1954 годов выявила просчёты в конструкции и технологии сборки фюзеляжа; доводка самолёта заняла годы, в течение которых на рынок вышли самолёты второго поколения — Boeing 707 и DC-8; выпуск «Комет» остановился на 114 машинах.

Поршневая программа («тип II») развивалась без особых потерь — на смену «Дугласам» были выпущены цельнометаллические DH.104 Dove (1945, 528 машин), DH.114 Heron (1950, 150 машин) и другие самолёты традиционной компоновки.

Джеффри де Хэвилленд владел контрольным пакетом de Havilland вплоть до его продажи Hawker Siddeley в 1960 году, но от управления бизнесом и практического конструирования отошёл ещё в 1955. Последней машиной, выпущенной независимым de Havilland, стал реактивный истребитель морского базирования DH.110 Sea Vixen, продержавшийся на вооружении королевского ВМФ c 1959 до 1972.

Награды

  • 1918 — Орден Британской империи
  • 1919 — Крест ВВС
  • 1934 — Командор Ордена Британской империи
  • 1944 — Рыцарство
  • 1961 — Золотая авиационная медаль ФАИ
  • 1962 — Орден «За заслуги»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ