Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Григайтис, Карл Леопольдович

Григайтис, Карл Леопольдович

Инженеры

10 апреля 1896 - 18 октября 1982

офицер военно- морского флота, инженер-механик, участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник Научно-исследовательского института военного кораблестроения, первый из подводников награждённый орденом Ленина, инженер-капитан 2-го ранга


Карл Леопольдович Григайтис (1896—1982) — офицер военно- морского флота, инженер-механик, участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник Научно-исследовательского института военного кораблестроения, первый из подводников награждённый орденом Ленина, инженер-капитан 2-го ранга.

Биография

Карл Леопольдович Григайтис родился 10 апреля 1896 года в имении Дробужж Венденского уезда Лифляндской губернии (ныне Латвия) Российской империи в семье безземельного крестьянина.. По национальности — латыш.

Окончил начальное училище и один класс Венденского городского училища. С 12 лет работал рабочим слесарно-кузнечной мастерской, а затем на заводе Рейтера в г. Зендене (ныне Цесис, Латвия).

В 1915 году был призван в Российский императорский флот. В 1916 году окончил класс машинных унтер-офицеров Учебного отряда подводного плавания. С сентября 1916 по 1918 год служил мотористом на подводной лодке «Тигр». Участник Первой мировой и Гражданской войн. В РККФ с 1918 года. Участник «Ледового похода» кораблей Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, в феврале — мае 1918 года.

В 1927 году окончил механическое отделение Военно-морского инженерного училища имени т. Дзержинского.

С 1927 по 1931 годы служил старшим инженер-механиком на подводных лодках «Товарищ», «Пролетарий», «Красногвардеец» и «Ленинец». В 1931 году был назначен инженер-механиком дивизиона подводных лодок. 5 сентября 1934 года при аварии на подводной лодке «Сталинец» принял на себя командование кораблём, организовал борьбу за живучесть и аварийное всплытие. За проявленное мужество и самообладание при ликвидации аварии на ПЛ «Сталинец» первым из подводников был награждён орденом Ленина.

В 1935 1937 годах служил флагманским инженер-механиком 2-й бригады подводных лодок Балтийского флота. 22 марта 1936 года К. Л. Григайтису было присвоено звание военный инженер 1-го ранга.

Летом 1937 года был назначен начальником Научно-исследовательского института военного кораблестроения, вместо репрессированного и впоследствии расстрелянного Н. В. Алякринского. Григайтис поддержал ряд передовых конструкторских идей: весной 1936 года — разработку регенеративного единого двигателя для подводных лодок на основе паротурбинной силовой установки, в 1937 году — проекта летающей подводной лодки Б. П. Ушакова (проект не реализован). В 1938 году, после реорганизации институт был передан в Наркомат судостроительной промышленности. Григайтис с этим решением был не согласен и подал докладную записку Председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову. Однако доводы Григайтиса не были приняты к рассмотрению, он был уволен из РККФ в запас, как «латыш, родители которого проживают в Бразилии». Продолжал работать на гражданской должности в Главном техническом управлении Наркомата ВМФ СССР.

В 1940 году был восстановлен в кадрах, переаттестован на равноценное, вновь введённое военное звание «инженер-капитан 2-го ранга». Служил военпредом, начальником отдела Технического управления ВМФ, но в 1941 году был вновь уволен. С 1941 по 1944 годы работал заместителем главного инженера на строительстве Кемеровского алюминиевого комбината. В 1943 году был награждён орденом Красного Знамени.

До ухода на пенсию в 1972 году работал в гражданской промышленности на руководящих должностях Балттехфлота.

Умер Карл Леопольдович Григайтис 18 октября 1982 года. Похоронен на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.

Награды

  • Орден Ленина (23.12.35),
  • Орден Красного Знамени (1943),
  • Медали.

Публикации

Карл Леопольдович Григайтис являлся автором ряда статей по кораблестроению.

  • Григайтис К. Л. Постройка подводных лодок в 30-е годы. /Журнал «Судостроение» 1978 год. № 2.
  • Григайтис К. Л. Восстановление подводной лодки «L-55». /Журнал «Судостроение» 1980 год. № 1.
  • Григайтис К. Л. Советская кораблестроительная наука (в 1937 г.). К 70-летию ЦНИИВК./ Журнал «Тайфун» № 4/2002 (44)
  • Григайтис К. Л. О моей работе начальником Научно-исследовательского института военного кораблестроения; Военно-исторический архив. Выпуск № 8 (23). М. Цецера. 2001 г.
  • Григайтис К. Л. Двигатель 9ДКР 51/55. М., Л., 1941

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ