Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Грекулов, Ефим Фёдорович

Грекулов, Ефим Фёдорович

Историки

советский историк религии, пропагандист атеизма


Ефим Фёдорович Грекулов (1893—1979) — советский историк религии, пропагандист атеизма.

Биография

Много лет руководил научно-исследовательской группой Московского архивного управления, занимавшейся изучением истории русского пролетариата. В 1933 году принял участие в работе основанной Максимом Горьким Главной редакции истории фабрик и заводов, выступил со статьёй «Архивы как источник для изучения пролетариата». Занимался изучением истории декабристского восстания.

В 1930-х годах активно публиковался в периодической печати Союза воинствующих безбожников, издал несколько брошюр, посвящённых истории религии в России. Самая известная работа «Нравы русского духовенства» (1928), несколько раз переиздававшаяся, в том числе в 2010-х годах Александром Невзоровым. Итог работы Грекулова по критике церкви был подведён в книге «Православная инквизиция в России», изданной в 1964 году во время хрущёвских гонений на религию.

Критика

Известный историк Д. В. Поспеловский, приводя примеры искажения фактов Грекуловым, заключает слово «учёный» в кавычки.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и туризма Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова О. Д. Дашковская называет работы Грекулова «политически ангажированными».

Доктор юридических наук, профессор и начальник кафедры теории и истории государства и права Московского университета МВД России С. А. Лукьянов в работах Грекулова отмечает «явную антицерковную позицию»

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений Амурского государственного университета Е. А. Капранова указывает также на тот факт, что в советской историографии преобладала жёсткая идеологическая установка в освещении церковной истории

Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «История и философия» Тамбовского государственного технического университета А. В. Баланцев замечает, что в этот период работы (в том числе и Грекулова) «не отличаются объективностью»

По мнению кандидата юридических наук и доктора исторических наук, профессора кафедры государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева историка В. Ф. Левина, Грекулов делал свои резкие выводы о вероохранной деятельности Русской православной церкви «по заданию партийно-государственных органов».

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУЭФ, и доцент и заместитель заведующего кафедрой отечественной истории по вопросам информатизации ПГУПС императора Александра I А. Г. Фирсов указывает на то, что Грекулов в своих работах ставил перед собой, как и его предшественники, не сколько научные, сколько пропагандистские цели.

Кандидат исторических наук И. Н. Мухин относит Грекулова к историкам-марксистам «разделявшим положения т.н. "научного атеизма", более того, зачастую считали его пропаганду главной своей задачей», делая отсюда вывод о том, что для них свойственна «известная необъективность», «полемическая заостренность как против Русской православной церкви, так и против религии вообще». Также Мухин отмечает, что для таких историков как Грекулов «характерно использование преимущественно публицистики и опубликованных материалов; архивные же фонды, по сути, остались невостребованными»..

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии, психологии и педагогики Омского государственного аграрного университета Н. В. Елизарова замечает, что Грекулов своё мнение нередко подкрепляет не ссылками на источники или статистические данные, а выдержками из литературно-художественных произведений, что не могло не отразиться на объективности его выводов.

По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры истории и культурологии Киргизско-российского славянского университета имени Бориса Ельцина Е. Е. Озмитель, в трудах Грекулова «обобщающие характеристики, как правило, представляют собой набор домыслов и искажений».

Публикации

  • Грекулов Е. Первое вооруженное восстание против царизма. (Декабристы). Клубные вечера. М. Изд-во «Знание». 1925. 120 с.
  • Грекулов Е. Ф. Из истории святой инквизиции в России — М., 1929.
  • Грекулов Е. Ф. Как российское духовенство душило печать — М., 1930.
  • Грекулов Е. Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста — М., 1930.
  • Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и её борьба против науки // «Архивное дело», 1930, № 1(45), с. 90.
  • Грекулов Е. Ф. Московские церковники в годы реакции — М., 1932.
  • Грекулов Е. Архивы как источник изучения истории заводов. М.-Л.: «История заводов», тип. «Искра революции». [1933]. 14 с.
  • Грекулов Е. Как церковники помогали царизму при выборах в Думу // Антирелигиозник. М., 1937.
  • Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения / Грекулов Ефим Федорович; АН СССР ; отв. ред. А. И. Клибанов. — М.: АН СССР, 1962.
  • Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России / Грекулов Ефим Федорович; АН СССР; отв. ред. А. И. Клибанов. — М.: Наука, 1964
  • Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ: (2-я половина XIX — начало XX в.) / Грекулов Ефим Федорович; АН СССР; [отв. ред. П. К. Курочкин]. — М.: Наука, 1969.
  • Грекулов, Е. Ф. Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке за 1922—1972 годы — Моск. дом науч. атеизма. — М., 1974. — 257 с.
  • Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России) / Акад. обществ. наук; Сост. и авт. примеч. Е. Ф. Грекулов; общ. ред. и предисл. А. М. Сахарова. — М. — Мысль, 1975. — 255 с.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ