Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Алексий (Кабалюк)

Алексий (Кабалюк)

Активисты

12 сентября 1877 - 02 декабря 1947

карпаторусский православный священнослужитель, миссионер и общественный деятель


Схиархимандрит Алексий (в миру Александр Иванович Кабалюк; 12 сентября 1877, село Ясиня, Австро-Венгрия — 2 декабря 1947, село Иза, Хустский район, Закарпатская область, СССР) — карпаторусский православный священнослужитель, миссионер и общественный деятель. Местночтимый святой Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), почитается как преподобный Алексий, карпаторусский исповедник.

Биография

Происхождение, юность

Александр Кабалюк родился 12 сентября 1877 года в селе Ясиня под Раховым в семье лесоруба. Родители мальчика, Иван Кабалюк и Анна Кульчицкая были благочестивыми униатами-русофилами и назвали сына в честь святого князя Александра Невского. Он окончил церковно-приходскую школу и поступил послушником в греко-католический монастырь Кишь-Баранья. Но с детства душа его лежала к православию, он читал много литературы, стремился к знаниям о вере. Отслужив в армии, Александр решился связать свою жизнь с Церковью. Он отправился к прозорливому старцу Бескидского монастыря, который сказал ему, что он должен оставить мысли о женитьбе и посвятить себя служению Богу. У себя на родине Александр Кабалюк, после смерти отца ставший богатым хозяином, познакомился с человеком, который рассказал ему о православной вере, о святынях православия в России, подарил книгу Дмитрия Ростовского «Духовный алфавит». В 1905 году Кабалюк поехал в Россию, пробыл там недолго, но загорелся искренней привязанностью к православию, и вернувшись оттуда, стал проповедовать среди русинов. Через год он снова побывал в России, в Киеве, а затем совершил паломнические поездки в Почаев и Палестину.

Переход в Православие, принятие монашества

В 1907 году на тайном собрании православного движения в селе Ильницы было решено отправить Александра Кабалюка на Афон, для того чтобы он привез оттуда православные святыни. В 1908 году он добрался до Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, где, как оказалось, жил монах Вячеслав, русин из села Березова, который познакомил Александра с игуменом монастыря архимандритом Мисаилом (Сопегиным). После беседы с Александром Кабалюком, который рассказал о положении верующих в Карпатской Руси, архимандрит Мисаил собрал Собор старцев монастыря, на котором было принято решение присоединить его к Православной Церкви. В 1909 году в Хусте был собран очередной тайный съезд православных русинов. Ситуация в регионе накалялась — уже были попытки перехода крестьян в Православие в нескольких деревнях, а жителям Изы и Великих Лучек путём тяжелейших испытаний переход удался. Несмотря на давление, оказываемое властями на симпатизирующих православию русинов, судебные процессы (самым громким из которых в Карпатской Руси на тот момент был первый Мармарош-Сиготский процесс 1904 года) и террор, количество православных увеличивалось. В этом году по предложению униатского священника-русофила Бачинского, служившего в Ясиня, было решено отправить Александра Кабалюка в Россию, для получения священнического звания. Это стало возможно после того, как тщанием активного карпаторусского деятеля, внука Адольфа Добрянского, Алексея Геровского от епископа Холмского Евлогия было получено разрешения на обучение карпатороссов в двухклассной богословской школе при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре. Александр Кабалюк вместе с несколькими другими юношами был отправлен в Россию при содействии дяди Геровского, А. С. Будиловича.

В Яблочинском монастыре Александр был пострижен в монашество с именем Алексий в честь Алексия, человека Божия и рукоположён в иереи. Затем он поехал на Афон, чтобы получить афонские документы, дающие ему возможность возвращения в Австро-Венгрию. Пробыв некоторое время на Афоне, он отправился к Константинопольскому патриарху в Константинополь. Патриарх выслушал рассказ о положении дел в Карпатской Руси, подтвердил удостоверение, выданное о. Алексию архимандритом Мисаилом и выдал грамоту на греческом языке с благословением на служение.

Миссионерская деятельность, преследование

Вернувшись на родину к великому посту 1911 года как помощник Мишкольцского протоиерея, отец Алексий устроил в Ясине домовую церковь, которую оборудовал складным иконостасом и другой церковной утварью, вывезенной из России, и помимо богослужебной деятельности работал простым точильщиком, не желая обременять прихожан. Его приезд вызвал озабоченность мадьярских жандармов, которым он предъявил грамоту патриарха. Они отослали эту грамоту в Будапешт, откуда было получено разрешение отцу Алексию служить в Ясине, не выезжая за пределы села. Но отец Алексий видел огромное количество православных русинов, нуждающихся в священнике, и постоянно предпринимал попытки выезжать в различные селения Закарпатья. Его множество раз арестовывали жандармы, но он не оставлял свою подвижническую деятельность, и объехал множество деревень, в которых многие люди в первый раз видели православного священника. Он совершал требы, служил зачастую ежедневно по нескольку недель кряду. За это время в Мараморощине, по данным венгерской газеты, в православие перешло около 14 тысяч человек. Слава о православном батюшке разошлась по всей Карпатской Руси, чем были весьма обеспокоены власти. Слежка за отцом Алексием усилилась, и вскоре он практически не мог продолжать свою деятельность. Он был вынужден уехать в Россию, а затем в Америку, где совместно с священником Александром Хотовицким окормлял общину американских карпатороссов. Но в 1913 году, когда он узнал о судебном процессе против православных крестьян-русинов, обвинённых в государственной измене (по которому сам о. Алексий проходил главным обвиняемым), он решил вернуться на родину, к своему народу, и сам сдался суду. Показательный процесс, основанный на провокационной деятельности и фальсификациях, длился два месяца. В итоге отец Алексий был приговорён к четырём годам и шести месяцам тюремного заключения и штрафу в 100 крон. Процесс вызвал большой резонанс во всём славянском мире, в особенности в России. По его окончании император Николай II даровал Алексию Кабалюку золотой напрестольный крест.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ