Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Горюшкин, Захарий Аникеевич

Горюшкин, Захарий Аникеевич

Юристы

16 сентября 1748 - 06 октября 1821

русский юрист, ординарный профессор Московского университета, исследователь проблем правовой науки


Захарий Аникеевич Горюшкин (1748—1821) — русский юрист, ординарный профессор Московского университета, исследователь проблем правовой науки.

Биография

Происходил из дворян.

Не получил специального юридического образования, навыки юридической профессии приобрёл, пройдя путь от младшего чиновника судебных учреждений до профессора Московского университета, путём практического обучения и самообразования в области законодательства, теории и философии права.

В 1763 году поступил в Сыскной приказ, откуда перешёл в Судный приказ, затем — в Вотчинную коллегию и, наконец, — в Юстиц-коллегию, в которой служил до её закрытия в 1786 году.

С 1786 по 1811 годы состоял ординарным профессором Московского университета по кафедре русского законоведения. Читал лекции по практической юриспруденции в университетском благородном пансионе. Одновременно занимался практической работой в качестве члена Московской палаты уголовного суда (1792—1796) и члена Казенной палаты (1795—1796).

Покинул Московский университет в 1811 году из-за конфликта с её попечителем П. И. Голенищевым-Кутузовым. По выходе в отставку занимался адвокатской деятельностью.

Правовед — Горюшкин

Воззрения Захария Горюшкина на право отличаются строгим позитивизмом: он признавал только положительное, разнообразное и изменчивое право. Действительным же основанием законов он считал собственно народное умствование, и законодатель у него являлся лишь выразителем народного признания: «что весь народ мыслит или почитает за необходимое к деянию, тому законоположник предписывает нужные правила».

Кроме человеческого права Захарий Горюшкин признавал также существование права божественного и права животных, а право человеческое подразделял на естественное и общественное. Но всё это не противоречит строгому позитивизму. И божественное, и естественное право, и право животных он понимал только как подразделение законов, основанных на «умствовании» того или другого народа, в данном случае русского народа. Даже право животных он основывал не на непосредственном установлении природы, а просто на том, что «российские законы содержат и особенные правила, обязывающие людей, дабы им поступать и с прочими животными так, чтобы и они чувствовали собственное своё благосостояние».

Признание основой права «народного умствования» приводит Захария Горюшкина к тому, что законодательство он не считает единственной формой права. Кроме письменных законов он признавал существование словесных законов, выражающихся в пословицах. Он думал даже найти в постановлениях российского законодательства подтверждение законной силы пословиц, правда, довольно неудачно.

Воззрение Захария Горюшкина на право совершенно чуждо субъективизма и индивидуализма, отличавших естественно-правовые теории XVIII века. Право в субъективном смысле не служит у него основой всего построения. Он, правда, даёт вначале определение субъективного права, отличая его от законов. «Что принадлежит до прав, то они не что иное суть, как возможность производить в действо всё то, что закон дозволяет». Но понятие это у него не исследуется глубже и не играет никакой роли в его системе. Его система есть система норм объективного права, а не субъективных прав.

Вместе с тем, основанием его системы служит не обособленная личность, не индивидуум, а общество. Хотя праву общественному он и противопоставляет право естественное, но определяющим его началом является не индивидуальная свобода, а обязанности, и притом обязанности в отношении к самому себе, не делать вреда своему телу, не лишать себя членов и жизни, доставлять себе пропитание. Только одно естественное право, право разума, определяется у Горюшкина как «свобода рассуждать», да и то он как бы сомневается, чтобы это точно было естественное право. За исключением этого естественного права, определяющего преимущественно обязанности человека к самому себе и потому представляющегося скорее нравственностью чем правом, всё остальное понимается как право общественное. Даже частное право выводится им не из понятия индивида, а из понятия общества. В этом — своеобразие воззрений Горюшкина и их противоположность учениям школы естественного права. Конечно форма, в какой Горюшкин выразил признание и за гражданским правом общественного, а не индивидуального характера, очень неудачна. Нельзя считать гражданское право лишь отраслью государственного права. Однако сама мысль об общественном характере гражданского права заслуживает полного внимания.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ