Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Горский, Александр Алексеевич

Горский, Александр Алексеевич

Театр

06 августа 1871 - 20 октября 1924

русский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Императорских театров


Александр Алексеевич Горский (6 августа 1871, Петербург — 20 октября 1924, Москва) — русский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Императорских театров (1915).

Биография

Александр Горский родился в Петербурге.

Горский вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.

Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.

В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Иванова.

По окончании Петербургского Императорского театрального училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889 — 1900 поступил на службу в Мариинский театр.

Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара:

  • Принц Дезире в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа, на музыку Чайковского
  • Сарацинский танец в балете «Раймонда», на музыку Александра Глазунова
  • Китайский танец в балете «Щелкунчик», на музыку Чайковского
  • Арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса», на музыку Александра Глазунова.

Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка — балет «Клоринда — царица горных фей» состоялась в 1889 году, Михайловском театре, это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища.

В том же году Горский был командирован в московский Большой театр для постановки там балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа.

С 1901 года Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 — балетмейстером Большого театра.

Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.

Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов:

  • «Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов)
  • «Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов)
  • «Конёк-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов)

В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.

Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:

«Дочь Гудулы», на музыку А. Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа; «Саламбо», на музыку А. Ф. Арендса (1910); «Любовь быстра!», на музыку Э.Грига (1913). В 1916 году осуществил опыт постановки балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова

В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа. Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В своё время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ