Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гозак, Андрей Павлович

Гозак, Андрей Павлович

Историки

12 мая 1936 - 17 апреля 2012

советский и российский историк архитектуры, архитектурный критик, архитектор, художник, фотограф, дизайнер, педагог


Андрей Павлович Гозак (12 мая 1936 — 17 апреля 2012, Москва) — советский и российский историк архитектуры, архитектурный критик, архитектор, художник, фотограф, дизайнер, педагог.

Автор первой монографии на русском языке о финском архитекторе-авангардисте Алваре Аалто. Один из ведущих исследователей архитектуры русского авангарда, специалист по Ивану Леонидову.

За прямоту высказываний, балагурство и склонность к карнавализации Андрея Гозака называли «enfant terrible московской архитектурной тусовки».

Биография

В 1959 году окончил Московский архитектурный институт (МАрхИ), в 1969 году — аспирантуру ЦНИИТИА. Кандидат архитектуры. Работал в 14-й мастерской «Моспроекта-2», проектировал здания Кремлёвского дворца съездов и Центрального дома кино. Архитектор здания Самарской областной библиотеки. Значительное время с весны до осени проводил в археологических и этнографических экспедиях на всей территории СССР. В 1982—1991 годах был редактором и художником журнала «Архитектура СССР». После распада СССР полностью отошёл от деятельности архитектора и занимался историей архитектуры, архитектурной критикой, живописью, фотографией, дизайном.

Автор первой советской монографии о финском архитекторе-авангардисте Алваре Аалто. Лауреат премии имени Алвара Аалто (1983, учредитель премии — Музей финской архитектуры). Впервые посетил Финляндию в 1963 году.

Один из ведущих исследователей архитектуры русского авангарда, специалист по Ивану Леонидову.

Журнал «Архитектурный вестник» писал об Андрее Гозаке:

Он всю жизнь не мог сидеть на одном месте — тёплом в том числе. Из проектного института уходил в археологическую экспедицию, оттуда — в архитектурный журнал и т. д. Его одолевала страсть к перемене мест, к перерыву постепенности, но не только — [Андрей Гозак] всегда отличался независимостью суждений и поведения и, не терпя казёнщины и официоза, никогда не упускал случая их карнавального переворачивания.

Умер 17 апреля 2012 года.

Творчество

Архитектура

Архитектор и проектировщик зданий в Москве и городах СССР.

Архитектурным кредо Андрея Гозака были пространство и свет:

…Материал и декор вторичен. Ладовский говорил, пространство и масса — начала архитектуры, для меня пространство и свет. Я люблю Алвара Аалто, потому что он писал архитектуру светом. Я вообще сторонник спокойных, простых, белых зданий, в которых световое состояние решает всё.

Утверждал, что архитектура рождается из импульса.

…Лишь интуиция и озарение могут быть этим импульсом, не расчёт, не математика, не рацио. Образ рождается в тумане, во мгле, и это всегда будет загадкой.

Живопись

Живописью занимался с юности. Вначале находился под влиянием Пауля Клее и писал геометрические картины. Затем выработал собственную манеру полупрозрачной многослойной живописи, при которой бумага на подрамнике грунтуется эмульсионной краской, а потом в смеси с ней художник пишет «тем, что есть» — акрилом, акварелью, темперой. Работа над одной картиной может занимать до месяца времени, поскольку требует большого количества подмалёвок и валеров.

Сам Гозак говорил о своей манере:

Лессировки накладываются слой на слой, пока не появляется особое свечение. Для меня свечение пространства и глубокий цвет — это главное. Открытый цвет такого не даёт — Матисс, например, великий художник, но у него нигде нет глубины. Мой герой — это, скорее, Моранди. Он писал застывшую метафизическую жизнь, в которой существует вечность. И то, что у него там написаны бутылки, — я не вижу их, и для меня там нет сюжета — есть только особое состояние.

Преподавательская деятельность

Преподавал в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС) дисциплину «Проектирование и техника выполнения проекта».

Членство в творческих и общественных организациях

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ