Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гизе, Мариэтта Эрнестовна

Гизе, Мариэтта Эрнестовна

Историки

26 июня 1914 - 16 марта 2011

российский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им


Мариэтта Эрнестовна Гизе (26 июня 1914 — 16 марта 2011) — российский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, автор книг и статей.

 

Биография

Мариэтта Эрнестовна Гизе родилась 26 июня 1914 года в Санкт-Петербурге, в семье известного врача-невропатолога Эрнеста Августовича Гизе. В 1938 году окончила архитектурный факультет Государственного Института Живописи Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии художеств по специальности архитектор-художник.

Первую блокадную зиму 1941–1942 года провела в Ленинграде. С апреля 1942 года работала тригонометристом в вычислительном отделе Государственного оптического института, затем вместе с большей частью сотрудников ГОИ была эвакуирована в город Йошкар-Ола. В 1945 году после возвращения из эвакуации поступила на работу в архитектурную мастерскую № 13 Ленпроекта, которую возглавлял действительный член Академии архитектуры СССР А. С. Никольский.

В 1948 году Мариэтта Эрнестовна получила предложение перейти на преподавательскую работу в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной , в общей сложности более 50 лет. Сначала на кафедре графики, затем на кафедре истории искусств и культурологии, где в должности профессора работала практически до конца жизни. Подготовила и вела курсы по всеобщей истории искусства, истории орнамента, истории архитектуры, истории дизайна. М. Э. Гизе работала вместе с известными деятелями искусства, в числе которых: О. Л. Лялин, Л. Н. Линдрот, В. А. Кирхоглани, П. Е. Корнилов, М. А. Шепилевский, И. А. Вакс и В. С. Васильковский. В качестве педагога М. Э. Гизе запомнили и с благодарностью вспоминают студенты нескольких поколений. Её ученики работают во многих городах России, во Франции и Израиле. Некоторое время М. Э. Гизе работала в Музее истории Санкт-Петербурга, где занималась формированием фонда архитектурной графики).

В 1951 году М. Э. Гизе на заседании ученого совета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры по теме «Архитектурные принципы искусственного освещения города». В качестве приложения к диссертации автором был выполнен проект точечного освещения Невского проспекта со световым выявлением наиболее значительных архитектурных памятников. 1960–1970 годы можно считать началом исследований М. Э. Гизе, посвященных взаимосвязи художественной и технической культуры России в ХVIII – начале ХХ вв. Предметом её исследования становится художественное творчество в проектировании инструментов, приборов, машин и станков в его связях с научными и техническими достижениями своего времени.

В 1997 году, в возрасте 83-х лет, защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по теме «Зарождение и развитие художественного конструирования в России ХVIII – начале ХХ вв». Сбор материалов по истории российского художественного конструирования Мариэтта Эрнестовна считала главным увлечением в своей жизни; результатом этой работы стала книга «Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начале ХХ вв» под редакцией В. Р. Аронова. Это исследование, выпущенное в 2008 году, было удостоено «Знаком соответствия» Всемирного клуба петербуржцев с занесением в «Белую книгу».

Член трех творческих союзов – Союза архитекторов России, Союза художников России и Союза дизайнеров России. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетным знаком «За заслуги в развитии дизайна».

Член Всемирного клуба петербуржцев с 2008 года.

Научная деятельность

Мариэтта Эрнестовна Гизе один из первых историков художественно–технической культуры России, автор более 40 научных работ. Основной сферой её научной деятельности являлось исследование взаимосвязи художественного и технического творчества. В её работах Формы проявления эстетической составляющей технического творчества рассматриваются на историческом материале российской техники XVIII — начале ХХ веков – периода зарождения и расцвета мануфактур, а затем и становления крупной машинной индустрии. Этот период получил название протодизайн.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ