Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Геннеп, Арнольд ван

Геннеп, Арнольд ван

Историки

23 апреля 1873 - 07 мая 1957

известный французский фольклорист и этнограф


Арнольд ван Геннеп (нем. Arnold van Gennep, 23 апреля 1873, Людвигсбург, Королевство Вюртемберг — 7 мая 1957, Бур-ла-Рен, Франция) — известный французский фольклорист и этнограф. Президент общества французских этнографов (1952—57), основатель ряда этнографических изданий. Автор многочисленных трудов по общей этнографии и этнографии Франции; первым из французских этнографов применил метод этнографического картографирования.

Биография

Школьное образование получил в Ницце, Шамбери и Гренобле. В Сорбонне, слушателем которой Арнольд стал после завершения школы, не было курса этнографии (её стали преподавать значительно позже — с 1943 г.), поэтому юноша покинул знаменитый университет и поступил в Национальную школу живых восточных языков, потом в Практическую школу высших знаний. Ван Геннеп получил подготовку в области общей лингвистики, древнеарабского языка, египтологии, ислама, религии первобытных народов. В 90-х годах XIX в., когда ван Геннеп приобщался к научным исследованиям, во Франции наибольшим авторитетом пользовалась социологическая теория Эмиля Дюркгейма, поддержанная Клодом Леви-Строссом. Пребывание в Восточной Европе (Польша, 1897—1901) после женитьбы, расширило его кругозор, он освоил польский и русский языки. Возвратившись во Францию, он возглавлял Отдел переводов Министерства сельского хозяйства. С 1907 по 1914 г. работал секретарем в Международном институте этнографии и социологии. С 1907 по 1914 г. работал секретарем в Международном институте этнографии и социологии. 1912—1915 годы А. ван Геннеп заведовал кафедрой этнографии в швейцарском городе Невшатель. Независимый характер учёного не позволял ему идти по пути тривиального университетского профессора того времени, когда преподаватели формировали из студентов себе подобных специалистов. Он не примыкал ни к одному модному течению в науке и оставался верен своим убеждениям. Независимый нрав и абсолютная честность привели к тому, что ван Геннеп потерял профессорское место: в годы первой мировой войны он во всеуслышание заявил, что швейцарское правительство не соблюдает объявленный нейтралитет. За это он был изгнан из Швейцарии и был вынужден вернуться во Францию. Самостоятельность научной позиции стоила ван Геннепу научной карьеры — он всегда оставался вне официальных научных учреждений, зарабатывал на жизнь переводами, журнальными публикациями, издательской деятельностью.

Профессиональные интересы и занятия

Через все творчество Арнольда ван Геннепа проходит четко сформулированное понимание фольклора и этнографии, которые для него - неразделимые. Этнография - область знания, которая призвана изучать жизнь коллектива (согласно установкам того времени — коллектива сельских жителей), выявляя пережиточное состояние традиций, но не отрицая и включение в них новых форм (т.е. явлений, которые мы называем инновациями). По его мнению, этнография изучает генезис человеческой культуры, служит своего рода введением в общую культурологию (отсюда и его «биологизированная» лексика: «эмбриологический метод», т.е. метод происхождения, изначального состояния). Этнография, по мнению учёного, «стремится распознать отправной пункт искусств, технологий, учреждений, способов чувствовать и думать, говорить и петь; именно она создает основы, на которых затем воздвигается благодаря другим отраслям знаний точное и полное познание человечества — человека думающего и действующего» . В книге «Фольклор» ван Геннеп сформулировал своё понимание фольклора: фольклор это наука, методом наблюдений изучающая живые факты в естественной среде (подобно тому как биологи изучают живые организмы). Ближе всех ученому был сравнительный метод английской антропологической школы, из которых наиболее ярким был Джеймс Фрэзер — автор знаменитой «Золотой ветви» (по мнению Дж. Фрэзера, умственное развитие человечества проходило последовательно стадии магии, религии и науки). По мнению А. ванн Геннепа, чтобы понять сущность общественного бытия, надо принимать во внимание человека, а не общество. Этого тезиса ван Геннеп придерживался по отношению к самым различным этнографическим реалиям: легендам австралийцев, песням савояров, становлению государственного строя. На первом этапе научной деятельности ван Геннеп отдал дань обычному для специалистов того времени интересу к так называемым малоцивилизованным, экзотическим народам. На втором этапе он сосредоточился на обычаях, обрядах, народном творчестве сельских жителей разных провинций Франции. Тотемизм он рассматривал как необходимое условие для существования общественной группы. Её общность поддерживается верой в родственную связь, соединяющую группу физических либо социальных родственников, с одной стороны, и предмета, животного, растения и т.п. — с другой весь комплекс верований и ритуалов, связанных с тотемизмом, имеет и позитивные аспекты (включение в группу через определённые церемонии), и негативные (запреты, тяготеющие над членами тотемной группы). Ван Геннеп указывал на территориальные права тотемической группы. Отсюда его рассуждение о том, что любое сообщество (начиная с тотемной группы, включая племя, городскую округу, вплоть до государства) ставит перед собой одну и ту же цель: обеспечить внутреннюю связь и продолжительность жизни данного сообщества, несмотря на тенденцию к сепаратизму, исходящую от групп более мелкого порядка — семьи, клана, касты, другими словами, уравновесить центробежные и центростремительные силы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ