Юрий Александрович Гарнаев (1917—1967) — советский лётчик. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964), Герой Советского Союза (1964).
Биография
Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов (ныне — Саратовской области).
Об авиации я сначала даже не мечтал — время было слишком трудное. Семья наша жила бедно, я ведь наелся в первый раз досыта, когда попал уже в лётную школу.
В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвёл 11 боевых вылетов.
В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.
С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский.
С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР.
В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации.
В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4.
В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.
В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте.
Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.
Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).
В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС).
К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ.
В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.
Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя прежде всего рабочим. И это верно. Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира. |
16 июля 1964 года в испытательном полёте потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий лётчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом.
21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.
В 1965 году участвовал в составе советской делегации в XXVI международном авиасалоне в Ле Бурже с демонстрацией вертолётной техники. Затем осуществлял полёты в ряде стран Европы на производство уникальных лётных монтажных работ с внешней подвески вертолёта по контракту с французской фирмой Сьюд.
Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков.
Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом.
Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.
Погиб 6 августа 1967 года в катастрофе вертолёта Ми-6ПЖ при тушении с воздуха лесных пожаров во Франции. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. (На момент гибели его младшему сыну Гарнаеву Александру ещё не исполнилось и семи лет — впоследствии он стал Героем России, Заслуженным лётчиком-испытателем РФ).
Причины катастрофы
Катастрофа вертолета Ми-6ПЖ | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | 6 августа 1967 |
Причина | Не выяснена |
Место | Франция, в районе г. Ле Ров |
Погибшие | 9 |
Воздушное судно | |
Модель | Ми-6ПЖ |
Авиакомпания | Аэрофлот |
Бортовой номер | СССР 06174 |