Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Киракос Гандзакеци

Киракос Гандзакеци

Историки

армянский историк


Киракос Гандзакеци (арм.  , около 1200—1271) — армянский историк. Автор труда «История Армении» описывающий монгольское завоевание Армении, походы хорезмшаха Джелал-ад-Дина и др.

Биография

Киракос Гандзакеци родился в самом начале XIII века в районе Гянджи, согласно сообщению его же «Истории Армении» «в стране Гандзак». Источники именуют его не только Гандзакеци, но и Гетикци по названию монастыря Нор Гетик, также и Аревелци то есть уроженцем Востока. Большая часть жизни Киракоса Гандзакеци протекла в монастыре Нор Гетик, основанном знаменитым Мхитаром Гошем. Весной 1236 г. Киракос Гандзакеци попал в плен к монголам, из которого бежал осенью того же года и вернулся в Армению. Умер Киракос Гандзакеци в Киликии, как сообщает Григор Акнерци, в 1271 г.

В армянской историографии период монгольского вторжения и владычества представлен более 10 ценными историографическими трудами. Не говоря о мелких хрониках и памятных записях рукописей, сохранились значительные труды Вардана Великого, Григора Акнерци, Смбата Гундстабля, Мхитара Айриванеци, Степаноса Орбеляна, отношение которых к монголам различно. Киракос Гандзакеци является ярким представителем тех историков, которые относились к татаро-монголам резко отрицательно. Передает ценные данные истории этого периода.

Создавая «Историю Армении», Киракос Гандзакеци использовал документы религиозного и богословского содержания, образцы житийной литературы, св. Писание и различные церковно-канонические грамоты; он пользовался также данными историков христианской церкви вообще (как, например, Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика), а также авторитетных деятелей армянской церкви. Из исторических трудов, послуживших источником для Киракоса Гандзакеци, исследователи упоминают в первую очередь сочинения Мовсеса Каганкатваци и Самуэла Анеци, а через последнего и Иованнеса Саркавага. К ним следует причислить и не дошедшее до нас сочинение вардапета Ванакана. Помимо этих работ Киракос хорошо знал сочинения почти всех армянских историков — как древних, так и средневековых.

Труд Киракоса Гандзакеци делится на две части. В первой дан компилятивный обзор истории армянского народа с первых дней принятия христианства и до появления татар. Вторая часть — самостоятельное изложение достоверной истории монгольского нашествия на Армению, написанное очевидцем и участником событий, перемежающееся различными документами богословского и церковно-канонического характера.

Осознавая свою принадлежность к многовековой национальной историографической традиции, в начале своего повествования Гандзакеци пишет: «Историографы армянского народа тоже оставили множество трудов…Каждый из этих святых мужей взял на себя заботу — оставить запечатленную письменами добрую память [о себе] грядущим [поколениям] к пользе слушателей и как награду им, святым, как незабвенную память до дня [пришествия] Христа. Наше же начинание пусть никем не будет сочтено за дерзость, но скорее за благое дело…», и далее продолжает:

«Каждый из прежних тружеников находил место, с которого начинал [повествование]: либо [правление] прославленного царя, либо родоначалие знаменитых родов. Мы же лишёны всего этого, ибо царство у нас — как Аршакидское, так и Багратидское — давно пресеклось, князей армянского происхождения, за исключением тех, кто скрывается и прячется где-то в чужих странах, нигде не видно.»

Хронология жизни

  • 1200—1202 гг. родился.
  • Между 1215—1225 гг. — перебрался в Хоранашатскую пустынь.
  • 1225 г.— покинул Хоранашат.
  • 1236 г.— летом попал в плен к татаро-монголам.
  • 1236 г.— осенью бежал из плена.
  • 1241 г.— 19 мая приступил к работе над «Историей Армении»
  • 1250 г.— в Нор Гетике предал анафеме мельника Давида.
  • 1251 г.— в Нор Гетике же присоединил свой голос к ответу представителей восточноармянской церкви папе Иннокентию относительно символа веры.
  • 1255 г.— встретился с возвращавшимся после посещения Батыя и Мункэ-хана киликийским царем Хетумом. Встреча эта имела место, как пишет сам историк, «в доме ишхана Курда, в селении Варденис», в провинции Арагацотн (см. гл. 58).
  • 1260 г.— находился в Нор Гетике, где активно участвовал в жизни собравшейся там общины.
  • 1268—1269 гг.— завершил работу над Четьи-Минеями.
  • 1271 г.— умер.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ