Николай Иванович Галушкин (1 июля 1917 года или 22 января 1922 года — 18 мая 2007 года, Кирово-Чепецк, Россия) — советский снайпер, лейтенант Рабоче-крестьянской Красной армии. Герой Российской Федерации (1995).
В годы Великой Отечественной войны, проходя службу в 49-м стрелковом полку 50-й стрелковой дивизии, по имеющимся сведениям, уничтожил 418 немецких солдат и офицеров, в том числе 17 снайперов, а также обучил снайперскому делу 148 бойцов. После окончания войны вёл активную военно-патриотическую работу.
Биография
Детство и юность
Точные дата и место рождения Галушкина не установлены, его родители, предположительно, погибли в годы гражданской войны. Воспитывался в детском приюте, откуда сбежал в июле 1926 года, затем некоторое время жил у путевого обходчика, позже — в семье сельских учителей Смирновых. В 1932 году Смирновы отвезли Николая в детский дом в Армавире, откуда он сбежал обратно, но в ноябре этого же года его определили в детский дом имени К. Е. Ворошилова в городе Вятка (ныне Киров). Именно там датой рождения Галушкина было записано 22 января 1922 года, а местом рождения — город Таганрог Азово-Черноморского края (ныне Ростовской области), откуда он прибыл в учреждение. Впоследствии в 1977 году специальная комиссия, устанавливавшая пенсионный срок Галушкина, в качестве его даты рождения определила 1 июля 1917 года — эта дата приведена и на надгробном памятнике Николая Ивановича.
В детском доме имени Ворошилова Николай посещал стрелковый кружок, уже тогда он отличался меткой стрельбой. С 1936 года воспитывался в Усть-Чепецкой детской трудовой колонии. В конце 1930-х годов окончил курсы киномехаников в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Перед войной работал по специальности в городе Кирове, затем в Нолинске, демонстрируя первые советские звуковые фильмы.
Великая Отечественная война
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В октябре 1941 года Галушкин был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию Омутнинским районным военкоматом Кировской области.
Впервые участие в боевых действиях принял в январе 1942 года под Москвой, вскоре был ранен в руку и отправлен в тыл для лечения. 26 апреля во время следования к линии фронта при обстреле с самолёта Галушкина легко ранило в «мягкие ткани ниже локтя». В мае 1942 года он окончательно вернулся на фронт, был определён стрелком-снайпером в 1-й батальон 49-го стрелкового полка 50-й стрелковой дивизии 33-й армии Западного фронта (позже дивизия вошла в состав 5-й армии), именно тогда открыл свой личный снайперский счёт. В июне Галушкин вновь был ранен, на этот раз осколком в правую ягодицу.
Приказом войскам 5-й армии № 583 от 13 июля 1942 года был награждён медалью «За отвагу»; в представлении к награде отмечалось, что Галушкин «с утра до поздней ночи находится на своей огневой точке и ни на минуту не бросает за наблюдением за полем боя».
30 октября 1942 года Галушкин был награждён орденом Красного Знамени. В наградном листе было отмечено, что к 20 сентября снайпер довёл счёт уничтоженных солдат противника до 115. В бою 29 сентября 1942 года Галушкин ранил одного и уничтожил двоих солдат противника, а затем при попытке вынести их тела уничтожил ещё восьмерых немецких пехотинцев.
В 1942 году вступил в ВКП(б), партийные билеты ему и другим бойцам были вручены прямо на боевых позициях. В январе 1943 года был награждён орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики; в числе 24 отличившихся красноармейцев Галушкина пригласили в штаб фронта, располагавшийся на станции Балабаново под Малоярославцем, где проходила встреча с делегацией из Монголии. Помимо Галушкина, ордена были вручены командующему фронтом генерал-полковнику И. С. Коневу и члену Военного совета фронта Н. А. Булганину. Впоследствии Николай Иванович вспоминал:
Конев попросил меня задержаться. Поинтересовался, откуда я, где наловчился так стрелять. И предлагает направить меня в военное училище — мол, проявил командирские способности. Отвечаю: «Товарищ генерал, извините, но я уже в академию поступил». — «В какую академию?» — «Да в ту, где сражаются наши братья и сестры, родину защищая». — «Молодец!» — только и сказал Конев. А приезжаю в свою часть — следом депеша: присвоить рядовому Галушкину звание младшего лейтенанта.