Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гай (юрист)

Гай (юрист)

Юристы

один из наиболее влиятельных римских юристов


Гай (лат. Gaius, II век) — один из наиболее влиятельных римских юристов. Жил при Адриане, Антонине Пие, Марке Аврелие и Луцие Вере, Коммоде. Принадлежал к сабиньянской школе. Император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником римского права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.

Гай сочинил комментарий к Законам двенадцати таблиц (лат. Libri VI ad legem duodecim tabularum), трактат о преторском праве из двух частей (лат. Ad edictum urbicum, Ad edictum provinciale), Институции (лат. Institutiones, «наставления»), 15 книг комментариев к закону Юлия и Папия (лат. Libri XV ad legem Iuliam et Papiam), замечания к «Ius civile» Квинта Муция Сцеволы (лат. Libri ex Quinto Mucio) и учебник «Семь книг повседневных дел» (лат. VII libri rerum cottidianum). В Средние века институции Гая были известны только по их изложению у Боэция и в Бревиарии Алариха. Подлинный текст был обнаружен Нибуром в 1816 году в веронской библиотеке под сочинением св. Иеронима. Впервые Институции Гая были изданы Гешеном в 1820 году.

Личная жизнь

Точные даты рождения и смерти Гая неизвестны. Однако предполагается, что он жил в промежутке 120—180 гг. н. э. Он идентифицировал себя как римлянина, однако из его имени известен лишь только преномен — Гай (Gaius). Моммзен предполагал, что такое своеобразное употребление имени произошло под влиянием греческой культуры, в которой было нормально употребление исключительно личного имени. Дернбург считал, что это объясняется теплыми отношениями между Гаем и его учениками. Пухта выдвинул предположение, что употребление одного лишь преномена объясняется низким происхождением Гая. Мерклин считал, что остальные части имени просто забылись, так как при цитировании работ юриста использовался только преномен. Гурлянд склонен согласится с Моммзеном и Дернбургом, так как Гай преподавал римское право не римлянам, а грекам.

О семейной жизни неизвестно ничего. Гай не занимал какой-либо государственной должности и не был практикующим юристом. По Моммзену, жил, скорее всего, в Трое. Дернбург, Крюгер и другие предполагали, что Гай жил в самом Риме.

Институции Гая

Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. По мнению Покровского, сквозной идеей всех книг Институций служит принцип «Omne autem jus, quo utimur, vel ad personas pertinet vel ad res vel ad actiones» («Ведь все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам»).

В первой книге приводятся положения о свободных и рабах, о свободнорожденных и вольноотпущенниках и т. д. Она начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов. Перечисляются все источники римского частного права. Основная масса текста посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов, перегринов и рабов. Уделяется внимание делению в праве лиц на самовластных и подвластных, а также различиям в правовом положении подвластных лиц. Рассматриваются три вида частной власти — potestas, manus и mancipium. Разбираются правовые институты брака, отцовской власти, опеки и попечительства.

Во второй и третьей книгах говорится о различных видах вещей, о сделках вещного оборота, о наследовании и обязательствах. Рассматриваются такие категории вещей как res mancipi и res nec mancipi. Даются характеристики основных терминов, обозначавших собственность — dominium и proprietas. Сообщаются данные о так называемой «бонитарной собственности» и о duplex dominium. Говорится также о сервитутах и possessio. Изложение наследственного права начинается с наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonotum possessio, правила подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования, завещательные отказы (легатов и фидеокомиссов), а также порядок наследования по закону. Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Далее Гаем осуществлен обзор положений об обязательствах (лат. obligatione). Он делит их по источникам: обязательства из контрактов и из деликтов. Здесь же — юридическая характеристика контрактов по четырём группам: реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным. Конец третьей книги посвящён обязательствам из деликтов: воровства, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ