Алексей Владимирович Вышеславцев (1831—1888) — русский врач, литератор, искусствовед и путешественник.
Биография
Отец — Владимир Сергеевич Вышеславцев; мать — Наталья Ивановна, урождённая Сабурова.
Первоначально учился в Тамбовской губернской гимназии. Затем окончил Московский дворянский институт (1848), и медицинский факультет Московского университета. По окончании, в 1854 году, курса в университете был назначен врачом в полтавский пехотный полк и находился с ним во время Крымской кампании на Малаховом кургане, результатом чего явился ряд статей в «Современнике» и «Русском вестнике»: «6-е июня в Севастополе», «30-е августа в Севастополе», «Сутки на Малаховом кургане», «Севастополь в последние месяцы осады» и др.
После крымской войны, служа судовым врачом на клипере «Пластун» и корвете «Новик», в 1857-1860 годах он совершил кругосветное путешествие. При возвращении к родным берегам, с борта корвета «Новик», на который Вышеславцев был переведён в Монтевидео, он наблюдал взрыв клипера «Пластун» и гибель товарищей. Результатом этого путешествия стала книга «Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания», доставившая автору известность.
В 1861 году вышел в отставку и уехал в Тамбов; подолгу жил в имении родителей в деревне Волхонщина. До 1863 года Вышеславцев служил мировым посредником в Тамбовском уездном земстве; затем управлял Черниговской и Одесской контрольными палатами, а также Варшавской (1870—1874). В 1876 году вышел в отставку.
Вышеславцев много занимался искусством, главным образом историей живописи; ездил в Италию, Грецию, Константинополь. Занимался коллекционированием; собрание гравюр и картин известных русских художников, а также авторские искусствоведческие работы были переданы «Нарышкинской Особой библиотеке» и послужили основой для создания тамбовского художественного фонда. На основе коллекции Вышеславцева при библиотеке был организован Художественный отдел, преобразованный после 1917 года в Художественный музей. Он написал несколько книг по истории искусства, а также полную биографию Рафаэля, которая была издана только после смерти автора — в 1894 году.
Умер в имении родителей; похоронен в фамильной усыпальнице Вышеславцевых на кладбище Казанского Богородичного монастыря в Тамбове.
Художественно-историческая библиотека А. В. Вышеславцова была передана Тамбовской народной читальне (Систематический каталог. — СПб., 1895. — 25 с.). Вышеславцев оформлял интерьер домовой церкви Елизаветинского приюта для неизлечимых больных (рак, саркома); иконы были выполнены им «посредством выжигания». Тамбовский епископ Виталий отмечал: «Это — неземной характер храма, располагающий к возвышенным чувствам, отпечатлевается особенно выразительным образом на иконостасе и Царских Вратах, которыя, как нам известно, действительно были изображены накануне преждевременной кончины своего делателя, принимавшего деятельное участие в устройстве церкви приюта».
Библиография
- Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания. — СПб., 1862. — 600 с. (2-е изд. — 1867)
- Между храмов и развалин. — М. : Унив. тип. (М. Катков), 1880. — 77 с.
- Джиотто и Джиоттисты. — СПб.; М.: т-во «М.О. Вольф», 1881 (Санкт-Петербург). — 305 с.
- Искусство Италии. XV век. Флоренция. — СПб.; М.: т-во «М.О. Вольф», 1883 (Санкт-Петербург). — 419 с.
- Умбрия и живописные школы северной Италии в XV столетии. — СПб.; М.: т-во «М.О. Вольф», 1885 (Санкт-Петербург). — 442 с.
- Рафаэль. — СПб.: тип. В. Киршбаума, 1894. — 719 с.
- Также: «Богоматерь с младенцем Донателло», «Заметки русского о современной Грузии», «Полная биография Рафаэля» (в «Русском вестнике») и др.