Александр Сергеевич Вознесенский (настоящая фамилия Бродский, 28 февраля (11 марта) 1880, Вознесенск, Елисаветградский уезд, Херсонская губерния — 22 января 1939, Новая Шульба, Семипалатинская область, Казахская ССР) — русский драматург, деятель кино (сценарист, педагог), поэт, литературный критик и переводчик с польского (произведения С. Пшибышевского, Ю. Словацкого и др.).
Биография
Юрист по образованию.
Печатался в альманахе «Союз», сборнике «Прометей», «Новой жизни», «Новом журнале для всех», «Свободных мыслях», «Одесских новостях», «Одесском листке».
В 1911 году К. А. Марджановым в МХТ была поставлена его пьеса «Слёзы». В 1914 году «Слёзы» были экранизированы А. А. Ханжонковым и имели большой успех. Вознесенский много работал в кино, по его сценариям поставлено более 10 картин, в том числе «Королева экрана» («Великий немой»). Первый русский профессиональный киносценарист, идеолог психологического кинематографа как «искусства будущего». В 1917 открыл в Петрограде студию экранного искусства (впоследствии кинотехникум), затем был директором такой же студии в Киеве.
Как драматург Вознесенский испытал сильное влияние Леонида Андреева и Пшибышевского, а также идей К. С. Станиславского, у которого учился.
Собрал большую коллекцию фотографий и автографов, написал воспоминания (не опубликованы).
Репрессирован. Умер в 1939 году в селе Новая Шульба Семипалатинской области.
Семья
Женой Вознесенского была актриса Вера Юренева, игравшая в некоторых спектаклях по его пьесам и фильмах по его сценариям.
Произведения
- Поэты, влюбленные в прозу (Киев, 1910) — трактат
- Драматические переводы (т.1, М., 1911)
- Слёзы (Одесса, 1910) — пьеса
- Хохот (СПб, 1910) — пьеса
- Jus primae noctis (СПб., 1910) — пьеса
- Цветы на обоях (СПб., 1913) — пьеса
- Путь Агасфера (СПб., 1913, 2 изд. 1916) — стихи
- Конец маскарада (СПб., 1914) — пьеса
- Дитя Парижа (М., 1914) — пьеса
- Актриса Ларина (Пг., 1915) — пьеса
- Искусство экрана. Руководство для киноактёров и режиссёров (Киев, 1924)
- Дикарь (М., 1928) — рассказы
- Кому повем?: Стихотворения // Рудня-Смоленск: Мнемозина, 2012. — 322 стр. (Серия «Серебряный пепел»).