Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Виткин, Иосиф

Виткин, Иосиф

Активисты

02 августа 1876 - 23 января 1912

деятель раннего рабочего сионизма, активист движения «Ха-Поэль ха-Цаир»


Иосиф Виткин (2 августа 1876, Могилёв — 23 января 1912, Ришон-ле-Цион) — деятель раннего рабочего сионизма, активист движения «Ха-Поэль ха-Цаир». Идеолог еврейского труда, один из духовных лидеров еврейского ишува в Палестине в период между Первой и Второй алиёй. В честь Иосифа Виткина назван мошав Кфар-Виткин в долине Хефер.

Биография

Иосиф Виткин родился в семье раввина Шимона Виткина в Могилёве в 1876 году. В семье Виткиных много поколений с симпатией относились к палестинофильству, не был исключением и отец Иосифа — автор комментариев к Торе и содержатель хедера. Позже из-за разногласий с общиной именно на почве идеологии Шимон с семьёй перебрался в Курск.

Иосиф получил традиционное еврейское образование в хедере, частные учителя также занимались с ним ивритом и русским языком. В 17 лет Виткин окончил бухгалтерские курсы и уже в 18 лет получил работу на сельскохозяйственном предприятии. В эти годы он увлекался социалистическими идеями, и перелом в его мировоззрении наступил после I сионистского конгресса. Иосиф стал сионистом и в конце 1897 года уехал в Палестину. Зная о слабом здоровье сына, Шимон и его жена Лея не хотели отпускать его в Палестину, но удержать не смогли.

В Палестине Иосиф четыре месяца отработал чернорабочим в Ришон-ле-Ционе, а затем получил место учителя в Гедере. Несмотря на отсутствие педагогического опыта, идеалистический пыл и стремление к совершенству помогли ему приобрести репутацию одного из лучших учителей еврейского ишува. Его ученики освоили иврит, преподававшийся в это время как иностранный язык, на уровне повседневного общения, но в итоге возражения со стороны родителей заставили Виткина перейти в школу в мошаве Месха (ныне Кфар-Тавор), откуда он позже вернулся в Ришон-ле-Цион. Там он продолжал преподавать до конца жизни. Он вёл аскетический образ жизни, большую часть зарабатываемых денег отдавая матери и сёстрам (его семья перебралась в Палестину в 1904 году, и всего через год Шимон Виткин умер).

Не соглашаясь с господствующими в современном ему ишуве патриархальными взглядами и ориентацией на сельское хозяйство с использованием труда местных арабов, Виткин выступал за еврейскую колонизацию земель, еврейский физический труд в сельском хозяйстве, пропаганду сионистских идеалов и социальную справедливость. Эти его взгляды привели его к сотрудничеству с социалистическим движением «Ха-Поэль ха-Цаир», и он стал одним из идеологов этого движения. Его идеи были изложены в брошюре «Коль коре» (ивр. , полное название — «Обращение к еврейской молодежи, сердце которой с её народом и с Сионом»). Брошюра была в 1905 году отправлена в Россию, где распространялась усилиями Менахема Усышкина и стала одним из главных стимулов к начал Второй алии. Члены Второй алии видели в Виткине духовного лидера и искали с ним встречи так же, как с другими идеологами халуцианства — А. Д. Гордоном, Берлом Кацнельсоном, Й. Х. Бренером. В 1907 году и сам Виткин посетил Россию, но обнаружил, что пропагандистская деятельность там жёстко пресекается. Он писал об этом так:

Нельзя говорить в синагоге, нельзя выступать перед группой в 10–30 человек. Никто не дает свою квартиру, но все же я выступаю и в тех местах, где запрещено, перед маленькой группой людей с особой осторожностью, дежурят возле ворот и на улице.

В это время у Виткина был диагностирован рак гортани. Он отправился в Вену, где прошёл безрезультатную операцию, и поспешно вернулся в Палестину, чтобы не умирать на чужбине. Виткин скончался в Ришон-ле-Ционе в январе 1912 года. Он умер неженатым, не сумев добиться взаимности от своей возлюбленной Беллы Бенинсон — бывшей ученицы из Гедеры. После его смерти в том же году движением «Ха-Поэль ха-Цаир» был издан сборник его работ.

Идеологические позиции

По своим взглядам к моменту иммиграции в Палестину Иосиф Виткин был убеждённым сторонником идеи еврейского заселения Земли Израильской. Отношение Виткина к стране предков было возвышенно-поэтическим, что сказалось на разработанной им системе преподавания: помимо ценностей еврейской культуры, он старался привить своим ученикам любовь к ивриту и природе Палестины. Сам он писал о своей конечной цели так:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ