Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Веклич, Владимир Филиппович

Веклич, Владимир Филиппович

Изобретатели

08 ноября 1938 - 10 августа 1993

изобретатель троллейбусного поезда, комплексов и устройств для диагностики технического состояния троллейбусов, учёный в области городского электрического транспорта, доктор технических наук, редактор, член отраслевых академий Украины и России


Владимир Филиппович Веклич (8 ноября 1938, с. Чернещина, Зачепиловский район, Харьковская область —10 августа 1993, Киев) — изобретатель троллейбусного поезда, комплексов и устройств для диагностики технического состояния троллейбусов, учёный в области городского электрического транспорта, доктор технических наук, редактор, член отраслевых академий Украины и России.

Биография

Родился в многодетной крестьянской семье. В 1955 с серебряной медалью закончил Руновщанскую среднюю школу и поступил в Харьковский институт инженеров коммунального строительства, который закончил с отличием в 1960 году. Трудовую деятельность начал заместителем начальника технического отдела, затем работал главным инженером подвижного состава Киевского трамвайно-троллейбусного управления.

10 июля 1964 года возглавил Октябрьское троллейбусное депо. В депо впервые в бывшем СССР внедрил дневной технический осмотр троллейбусов с 4-дневным циклом вместо ежесуточного ночного. Это нововведение обеспечило резкое повышение качества технического обслуживания и надежности подвижного состава. Со временем новая технология и организация технологического обслуживания была распространена во всех республиках бывшего СССР.

Следующим шагом молодого 26-летнего директора-новатора стало создание троллейбусного поезда. На изобретение его мотивировал большой дефицит водителей, необходимость повышения рентабельности перевозок и наличие маршрутов с чрезвычайно большим пассажиропотоком (которые преимущественно проходили по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью), с которым не могли справиться одиночные троллейбусы. Решить эти проблемы можно было только применив троллейбусные поезда. На это изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы.

Первый в мировой практике троллейбусный поезд был создан Владимиром Филипповичем в киевском депо № 2 из двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д. (На рельсовом транспорте первый поезд с управлением по системе многих единиц был создан в 1887 году Фрэнком Спрейгом). Его пробная эксплуатация началась 12 июня 1966 года на маршруте № 6 города Киева. Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).

Позже Владимиром Векличем была усовершенствована его система так, что позволяла быстро (за 3-5 минут) расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра. По результатам работ им была написана кандидатская диссертация на тему: «Исследование троллейбусов с управлением по системе многих единиц», которая была успешно защищена в 1970 году в Москве. Как отмечала тогда газета «Вечерний Киев» он стал первым в Украине кандидатом технических наук в области городского электротранспорта.

Затем система Владимира Веклича была адаптирована под троллейбусные поезда «koda 9Tr», «Киев-2», «Киев-4» и «ЗиУ-9». Совместно с С. Ф. Зуевым было усовершенствовано поворотно-сцепное устройство системы. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах СССР. Только в Киеве их внедрение позволило высвободить 800 водителей, и дало с начала эксплуатации по конец 1989 года экономический эффект в 12,676 млн.руб.. С помощью троллейбусных поездов на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении. За создание троллейбусного поезда, в 1971 году, изобретатель был награждён орденом «Знак Почета».

В 1972 году был выдвинут на должность заместителя директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства (НИКТИ ГХ), а на протяжении 1973—1987 гг. возглавлял коллектив института, с 1987 заместитель директора по научной работе. Под его руководством и непосредственным участием созданы диагностические комплексы, механизированные посты замены агрегатов, автоматизированные системы контроля движения и сбора информации о пассажиропотоках, автоматы для продажи проездных билетов и много другого.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ