Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бромли, Дэвид

Бромли, Дэвид

Исследователь

День рождения 25 февраля 1941

американский социолог религии, профессор социологии Университета Содружества Виргинии и Виргинского университета


Дэвид Бромли (англ. David G. Bromley; род. 25 февраля 1941) — американский социолог религии, профессор социологии Университета Содружества Виргинии и Виргинского университета. Известен своими исследованиями в области новых религиозных движений и антикультового движения в США.

Образование и карьера

В 1963 году получил степень бакалавра в области социологии в Колби-колледже. В 1966 году получил степень магистра социологии в Университете Дьюка. В 1971 году там же защитил докторскую диссертацию по социологии.

В 1968—1974 годах преподавал на кафедре социологии и антропологии Виргинского университета. В 1974—1980 годах — ассоциированный профессор (доцент) кафедры социологии Техасского университета в Арлингтоне. В 1976—1977 годах — заведующий кафедрой социологии. В 1980—1983 годах — директор Института социальных исследований и ассоциированный профессор кафедры социологии в Хартфордском университете. С 1983 года — профессор кафедры социологии и антропологии Виргинского университета. С 1994 года — профессор кафедры религиоведения Университета Содружества Виргинии.

В 1992—1995 годах — редактор научного журнала Journal for the Scientific Study of Religion. В 1993—1994 годах — президент Ассоциации социологии религии. С 1991 года — главный редактор многотомной научной серии «Religion and the Social Order» («Религия и социальный порядок»), публикуемой Ассоциацией социологии религии.

Научная деятельность

Основной областью научных интересов Дэвида Бромли является социология религии, в особенности изучение новых религиозных движений.

В 1970-е годы в Северной Америке возник социальный конфликт, связанный с появлением большого числа новых религиозных движений (НРД), которые называли «культами» (англ. cults). С критикой НРД выступали многие бывшие их члены, а также семьи и друзья тех, кто состоял в рядах НРД. Через какое-то время в среде этих людей возникло новое социальное движение, получившее название антикультового. В 1981 году Дэвид Бромли дал научное определение антикультового движения, как сообщества групп, поддерживающих «теорию промывания мозгов». Социальные рассуждения деятелей антикультового движения были сосредоточены на восприятии нетрадиционных культов, как социально маргинальных и опасных для общества групп. С точки зрения антикультового движения, влияние деструктивных культов представляло опасность для устоев общества и для такого социального института как семья. Деятели антикультового движения утверждали, что для привлечения адептов в новых религиозных движениях в различной степени использовались такие методики, как промывание мозгов и контроль сознания. Пик деятельности антикультового движения пришёлся на 1970-е — 1980-е годы, когда движение активно противостояло НРД, заявляя об их нелегитимности как религиозных течений. Одним из самых спорных способов борьбы с НРД было так называемое депрограммирование, которое антикультовое движение рассматривало как действенный метод устранения эффекта промывания мозгов.

Как социолог, интересующийся такими темами, как социальные отклонения и религиозное отступничество, Дэвид Бромли был одним из наиболее заметных учёных, занимавшихся исследованием завязавшегося конфликта между НРД и антикультовым движением. В одной из своих публикаций 1998 года он определил роль отступничества как «того, что происходит в крайне сложной жизненной ситуации, в которой член организации претерпевает полнейшее изменение своих идеалов, принимая одно или несколько суждений противоположной стороны без разрешения или контроля со стороны организации».

Со временем Бромли стал не только сторонним обозревателем, но и превратился в критика теории о промывании мозгов и практики депрограммирования. Бромли был озабочен тем, что связанный с антикультовым движением социальный конфликт имел много общих чёрт с практикой охоты на ведьм в период Средневековья, а также тем, что гражданские свободы, гарантировавшие свободу вероисповедания, были поставлены под угрозу. В ряде своих книг и статей Бромли поставил под вопрос методы, используемые антикультовым движением, а также теорию промывания мозгов. Начиная с 2001 года, Бромли регулярно участвует в научных дискуссиях по этим темам.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ