Зинаида Аматусовна Бонами (род. 18 ноября 1953, Москва) — советский и российский музейный работник, музеевед, автор и организатор художественных и литературных выставок; с 2001 по 2015 год — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по выставочной деятельности и международным связям. Член ИКОМ России, Международного комитета литературных музеев, Никитского клуба.
Биография
Родилась 18 ноября 1953 года в Москве, в семье ученых и преподавателей высших учебных заведений (отец — Бонами Аматус Альбертович, математик; мать — Бонами Тала Михайловна, филолог). По образованию филолог, изучала английский и немецкий языки, специализировалась на истории английской литературы. Заочно окончила аспирантуру Московского государственного института культуры (1986).
Кандидат педагогических наук, автор первой в СССР диссертации, основанной на семиотическом подходе к исследованию музейной экспозиции (1986).
Стипендиат Института внешних связей (Institut fr Auslandsbeziehungen, Штутгарт, ФРГ; 1992).
Государственный музей А. С. Пушкина
В 1977 году поступила на работу в Государственный музей А.С. Пушкина, где овладела различными музейными профессиями: экскурсовода, ученого секретаря, хранителя, научного сотрудника рукописного отдела, куратора и организатора выставок. Осуществила первую публикацию с оригинала одного из писем А. С. Грибоедова. Благодаря владению иностранными языками специализировалась на теме «Зарубежная пушкиниана», в частности, занималась историей пушкинских реликвий, оказавшихся за пределами России. Заведовала сектором передвижных выставок, затем возглавила вновь созданный отдел выставок.
Вместе с основателем и первым директором Государственного музея А. С. Пушкина Александром Зиновьевичем Крейном с 1978 года активно участвовала в работе Международного комитета литературных музеев (ICLM) Международного Совета Музеев (ICOM), что способствовало возникновению интереса к теоретическим проблемам музейного дела. Выступала с докладами на международных конференциях, публиковалась в сборниках ICLM.
В 1986—1997 годах организовывала пушкинские выставки в музеях СССР (Благовещенск, Волгоград, Выборг, Гурзуф, Днепропетровск, Донецк, Калининград, Краматорск, Могилев, Новгород, Новокузнецк, Одесса, Омск, Оренбург, Ростов-на-Дону, Саратов, Сыктывкар, Тамбов и др.).
В 1999 году, после реконструкции музея к 200-летию А. С. Пушкина, стала создателем экспозиции «Пушкин в движении эпох», посвященной истории культурной канонизации поэта и литературной рецепции его наследия на протяжении полутора веков развития русской культуры. Автор первых выставок, показанных в реконструированных выставочных залах Государственного музея А. С. Пушкина, в частности: «Среди великих. Пушкин и мировая культура», «„Золотой век“ в серебряном зеркале», «Пушкин и Гете в массовой культуре», «Мода и стиль в фотографии. Собрание ранней русской фотографии Государственного музея А. С. Пушкина», «„Борис Годунов“ на русской сцене».
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
В 2001 году приглашена директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ириной Антоновой на вновь введенную должность заместителя директора по выставочной деятельности и международным связям. Объединив под своим руководством отдел выставок, отдел зарубежных связей и отдел по связям с общественностью, способствовала формированию единого цикла создания и продвижения выставочных проектов музея.
Участвовала в переговорном процессе и организации масштабных международных выставок, в том числе: «Гармония и контрапункт. Россия — Германия. XIX век», «Россия — Италия. Сквозь века: от Джотто до Малевича», «Норман Фостер. Пространство и время», «Маски: от мифа к карнавалу», «Встреча с Модильяни. Живопись, графика, документы, фотографии», «Новый свет. Три столетия американского искусства», «Футуризм. Радикальная революция: к 100-летию художественного движения», «Тернер. 1775—1851», «Пикассо. Москва», «Сальвадор Дали», «Уильям Блейк и британские визионеры», «Караваджо (1571—1610). Картины из собраний Италии и Ватикана», «Прерафаэлиты. Викторианский авангард» и многих других, получивших значительный общественный резонанс (в частности, выставки «Воображаемый музей», «Караваджо (1571—1610). Картины из собраний Италии и Ватикана», Кандинского, Блейка и Лейбовиц) и отмеченных рекордной посещаемостью (в последние годы — выставки Тернера, Пикассо, Дали).