Яновский, Юрий Иванович: биография
В романе «Четыре сабли» (1930) Яновский вновь после «Байгорода» обратился к событиям на Украине в период революции и Гражданской войны. Впервые писатель применил технику романа в новеллах. Произведение состоит из четырёх практически самостоятельных частей с общей идеей, посвящённых четырём героям (Шахраю, Остюку, Галату и Марченко), каждый из которых представляет одну из противостоящих в революции сил. Манера письма, по определению самого Яновского, — песенная. В этом романе он ещё дальше отошёл от реализма к неоромантизму. Персонажи предстают как герои народных песен, дум, эпоса. На этот раз советская критика однозначно негативно высказалась против писателя, его обвинили в «националистическом романтизме». Печатание романа в журнале было прервано.
Над украинской интеллигенцией с 1932 года начали сгущаться тучи. Яновский написал ортодоксально-революционную пьесу «Завоеватели» (1932). Самоубийство Миколы Хвылевого в мае 1933 года нанесло Яновскому глубокую психологическую травму. В тяжёлой обстановке начавшихся репрессий Яновский написал роман «Всадники» (1935) — своеобразное повторение романа «Четыре сабли». Роман также построен по принципу романа в новеллах. Он состоит из восьми самостоятельных новелл. Герои становятся более приземлёнными — это уже не эпические герои, они получают чёткую политическую характеристику (большевик, петлюровец, деникинец, махновец). Наиболее ярко идея романа выведена в первой новелле «Двойной круг», рисующей противостояние внутри одной семьи Половцев. В результате кровавой войны все братья гибнут, побеждает большевик Иван. Но несмотря на идеологическую правильность сюжета (есть здесь и большевистский комиссар, и руководство партии), просматривается неутешительный вывод самого писателя: семья, в которой братья убивают друг друга, обречена на гибель.
Роман «Всадники» был благосклонно принят официальной властью и критикой. Положительный образ «правильного» писателя укрепляется после написания Яновским к 20-летию Октябрьской революции трагедии «Дума о Британке» В 1939 году переехал в Киев, где получил пост главного редактора журнала «Украинская литература» (с 1946 — «Отчизна»).
Поздний период творчества
Во время Великой Отечественной войны Яновский вместе с редакцией журнала находился в эвакуации в Уфе. По возвращении в Киев развернул работу по укреплению редакции, участвовал в Нюрнбергском процессе в качестве наблюдателя (сборник «Письма из Нюрнберга», 1946), писал и публиковал новый роман «Живая вода» (1947), посвящённый войне и послевоенному восстановлению.
В этот момент писатель внезапно получил жестокий удар. Приехавший в Киев новый первый секретарь ЦК КП(б)У Л. М. Каганович обрушился с беспощадной критикой на Яновского и как редактора, и как автора романа «Живая вода». Его обвиняли в национализме, мещанско-обывательских взглядах, публикации аполитичных, порочных и ошибочных произведений. Разгром Яновского закрепился специальным постановлением ЦК КП(б)У «О журнале „Отчизна“» (1947). Яновский был изгнан с поста редактора и остался без средств к существованию.
В 1948 году Яновский в очередной раз был вынужден каяться, на этот раз с помощью сборника «Киевские рассказы», рисующего героизм и мужество советских людей в годы войны; особо подчёркивалась роль партии и лично Сталина в достижении Победы. Покаяние было принято. В последние годы жизни работал над исправлением романа «Живая вода», работа шла тяжело — писателю трудно было уродовать своё произведение. Сокращённый в два раза текст под названием «Мир» был опубликован уже после смерти писателя в 1956 году.
В феврале 1954 года состоялась премьера последней пьесы Яновского «Дочь прокурора». 25 февраля 1954 года писатель скончался. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Жена — актриса театра Леся Курбаса «Березиль» Тамара Юрьевна Жевченко (1908—1958).
Награды и премии
- Сталинская премия третьей степени (1949) — за сборник «Киевские рассказы»
- орден Трудового Красного Знамени (31.01.1939)
Память
В 1972 году в с. Нечаевка был открыт мемориальный музей Юрия Яновского.
В учебную программу для средних школ на Украине включено изучение романа «Четыре сабли» и отдельных новелл из романа «Всадники».
Сочинения
Романы
- Байгород (Байгород, 1927).
- Мастер корабля (Майстер корабля, 1928).
- Четыре сабли (Чотири шаблі, 1930; полностью опубликован в 1983).
- Всадники (Вершники, 1935).
- Живая вода (Жива вода, 1947); вторая редакция — Мир (Мир, 1956).
Сборники новелл
- Мамонтовы бивни (Мамутові бивні, 1925).
- Кровь земли (Кров землі, 1927).
- Короткие истории (Короткі історії, 1940).
- Земля отцов (Земля батьків, 1944).
- Киевские рассказы (Київські оповідання, 1948) — Сталинская премия (1949).
- Новая книга (Нова книга, 1954).
Поэзия
- Прекрасная УТ (Украина Трудовая) (1927).
Драматургия
- Завоеватели (Завойовники, 1931).
- Дума о Британке (Дума про Британку, 1937).
- Потомки (Потомки, 1939).
- Сын династии (Син династії, 1942).
- Райский лагерь (Райський табір, 1952).
- Дочь прокурора (Дочка прокурора, 1954).
Киносценарии
- Сумка дипкурьера (1927).
- Связной подполья (1951).
- Николай Гоголь (1952).
- Павел Корчагин (1953).
Сборники очерков
- Голливуд на берегу Чёрного моря (Голівуд на березі Чорного моря, 1928).
- Письма из Нюрнберга (1946).
Издание сочинений
- Твори у п’яти томах. — Київ, 1958—1959.
- Твори у п’яти томах. — Київ, 1982—1983.
- Собрание сочинений в трёх томах. — М., 1960.
Экранизации
- «Всадники» (СССР, 1939, режиссёр Игорь Савченко).
- Киевская соната (СССР, 1962, режиссёр Антон Тимонишин ).
- «Дума о Британке» (СССР, 1969, режиссёры Игорь Ветров, Николай Винграновский).