Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Янкович де Мириево, Фёдор Иванович: биография

Янкович был директором главного народного училища и учительской семинарии при нём до 17 мая 1785 года, когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.

Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника, а в 1793 году — статского советника. Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира — 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню в Могилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награждён чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губернии.

После учреждения в 1802 году Министерства народного просвещения Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 году получившей название Главного правления училищ. Однако, в министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием.

В 1804 году он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы.

Умер 22 мая 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Реформа образования в России

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда должны были обучать — в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м — после повторения предыдущего — пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов — курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Моральные средства действия на воспитанников определялись в следующих словах наказа:

Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ