Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Якун Слепой

Якун Слепой

Другое
Годы жизни:

предводитель отряда варягов, который возглавлял киевскую дружину в битве при Листвене


Якун Слепой (др.-рус. Якунъ, Акунъ, от др.-сканд. Hakon, Hakun) — предводитель отряда варягов, который возглавлял киевскую дружину в битве при Листвене. Предположительно дядя Шимона Африкановича.

Исторические сведения

Якун упоминается в древнерусских летописях и в Киево-Печерском патерике. Согласно Повести временных лет, Ярослав Мудрый, в связи с политической борьбой со своим братом Мстиславом Храбрым, послал в 1024 г. за море за варягами. Из-за моря и пришёл Якун с варягами на помощь Ярославу. Летописец отмечает, что Якун «слпъ, и луда у него златомъ истькана». С приходом Якуна киевский князь Ярослав пошёл войной на Мстислава. В свою очередь Мстислав услышав про это, направился со своей дружиной к Листвену. В этом месте и произошла битва между ними — «сча сильна и страшна». С одной стороны участниками были северяне (черниговцы) и дружина (тьмутараканцы) Мстислава, а с другой варяги во главе с Ярославом и Якуном. В этом бою Ярослав потерпел поражение и бежал. Вместе с ним бежал и Якун, потеряв свою золотую луду (см. ниже) на поле брани. Ярослав вернулся в Новгород, а Якун ушёл за море. В некоторых летописях ещё и дополняется тем, что Якун после ухода за море там и умер.

В Киево-Печерском патерике о нём говорится несколько раз. Вначале Якун упоминается как брат варяжского князя Африкана. Дальше идёт пересказ летописных данных: «иже отбже от золотыа руды, бияся полком по Ярославе с лютым Мъстиславом». Затем Якун выступает как гонитель сыновей Африкана (Фрианда и Шимона), которым пришлось на Русь отправиться ко двору Ярослава Мудрого. От Шимона производили свой род Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы и некоторые другие дворянские роды.

Прозвище «Слепой»

Прозвище Якуна «Слепой» происходит из трактовки летописного текста — «и бе Якунъ слепъ». В таком контексте прочитал автор патерика епископ Симеон, первым дав Якуну прозвище «Слепой». Помимо данного отрывка, была полемика и вокруг названия «луды» — под этим названием понималась маска, повязка, верхняя одежда, плащ и т. д. В Густынской летописи Якун также назван Слепым, но под лудой понимается златотканная одежда.

Дореволюционная полемика

У В. Н. Татищева по поводу Якуна отмечается, что он был слаб глазами и имел золотую завеску на глазах. Н. М. Карамзин был солидарен с В. Н. Татищевым, только называя луду повязкой. Н. П. Ламбин первым стал сомневаться в правильности слова «слпъ», использованного летописцем. Он возражал против того, чтобы считать Якуна слепым, так как все его действия противоречат этому. Скорее предположить, что «слпъ» — это результат искажения переписчиков, и вернее было бы читать «сь лпъ», то есть «красив», как и под лудой понимать верхнюю одежду, а не повязку.

Далее были те, кто принимал поправку Н. П. Ламбина, и были те, которые возражали ему. С. М. Соловьёв считал обоснованной трактовку «слепъ» как «слепой», но был согласен с тем, что под лудой нужно понимать верхнюю одежду. Помимо этого, он не исключал такую возможность, как буквальное прочтение летописцем скандинавского имени Hakon — «одноглазый». М. С. Грушевский соглашался с предложенным Н. П. Ламбиным трактовкой летописного текста. А. А. Шахматов напротив, возражал против такого осмысления, считая верным «слпъ», но понимал под лудой маску.

Советская и современная полемика

Дискуссия вокруг прозвища продолжалась и дальше, однако сторонников прежней трактовки (от «слпъ») уже было не так много. В советское время её поддерживали Д. И. Абрамович, А. Поппэ и др. Однако возобладала точка зрения Н. П. Ламбина о «сь лпъ», её поддержали как старые исследователи Д. С. Лихачёв, О. Прицак, так и современные Е. В. Пчёлов, А. А. Гиппиус, С. М. Михеев, А. А. Шайкин.

И. Н. Данилевский поддержал версию Н. П. Ламбина, но сделал некоторое уточнение. По его мнению, указательное уточнение «сь» («сь лпъ» — «слпъ») было нужно летописцу для игры слов, вкладывая тем самым символический смысл в летописный рассказ о битве под Лиственом — Ярослав «хромец» и Якун «слепец».

Происхождение

Ни в летописях, ни в патерике ничего не сказано о происхождении Якуна. Тем не менее историки не оставляют попыток отождествить его с одной из фигур, известных по скандинавским сагам. Так, Г. З. Байер считал Якуна сыном шведского короля Олафа. Ф. А. Браун не сомневался в шведском происхождении Якуна и Африкана. О. Прицак предположил, что летописного Якуна можно отождествить с норвежским ярлом Хаконом Эйрикссоном (ум. 1029 г.), сыном норвежского правителя Эйрика, который упоминается у Снорри Стурлусона. С этим предположением согласны современные исследователи С. М. Михеев, Е. Кабанец и др.

С. М. Михеев, в частности, поддерживает версию тождества Якуна с Хаконом, указывая также на то, что в год Лиственской битвы Хакона не было в Норвегии, и о судьбе его в это время известно мало; на то, что в сагах подчеркивается красота Хакона (а Якун «сь лпъ»); и наконец на то, что в трех сагах упоминается о золотой повязке, которыми были перетянуты его волосы (Якун в битве при Листвене теряет «золотую луду»).

Семья

  1. Якун Слепой
  2. Африкан
    1. Шимон Африканович
      1. Георгий Шимонович

В художественной литературе

  • Судьбе Якуна посвящена баллада А. К. Толстого «Гакон Слепой» (1870).
  • Как ярл Якун, военачальник Ярослава Мудрого, выступает в историческом романе А. П. Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции» (1973).
  • В фантастической повести Е.Лукина «Катали мы ваше солнце» Гакона Слепого (он же Гакон Золотая Луда) и его дружину варягов призывает на помощь князь Всеволок для войны против брата Столпосвята. Впрочем, битва не состояась и варяги ушли.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ