Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Яков I (король Англии): биография

Прочный союз с Англией и брак короля с представительницей одного из протестантских домов Европы лишил радикальных пресвитериан важного рычага давления на короля. Кроме того, у ультра-протестантов в тот момент не было яркого и энергичного лидера, что сильно ослабляло их возможности. Более серьёзную угрозу представляли консерваторы — бароны северных регионов страны во главе с графом Хантли, подозреваемые в симпатиях к католичеству. В 1589 году стало известно о переписке Хантли, в которой он выражал сожаление по поводу провала экспедиции «Великой Армады». Королевская армия выступила против графа и быстро добилась его подчинения. В 1592 году был раскрыт заговор иезуитов в поддержку испанской интервенции, в который также оказался вовлечённым Хантли. Король вновь собрал войска и принудил северных баронов к клятве верности протестантской религии под страхом изгнания. Достаточно мягкое обращение Якова VI с северными баронами объяснялось нежеланием короля терять поддержку католиков, прежде всего в Англии, на престол которой он претендовал, и обострять отношения с континентальными державами.

Более жёстко Яков VI обращался с мятежниками из пресвитерианского лагеря. Эскапады графа Ботвелла в 1591—1594 годах повлекли за собой его арест, конфискацию владений и изгнание графа из Шотландии. С другой стороны, король не препятствовал росту влияния пресвитериев и постепенному отстранению епископов от церковной власти, оказывал поддержку английским пуританам, а в 1592 году утвердил акт парламента Шотландии о пресвитерианской реформе церкви. Кульминацией про-пресвитерианской политики Якова VI стал поход короля в 1594 году в сопровождении Эндрю Мелвилла и лидеров ультра-протестантов против северных баронов, завершившихся их изгнанием из страны и конфискацией владений. Вскоре, правда, Хантли вернулся и, после его формального перехода в пресвитерианство, был восстановлен в правах. Это, однако окончательно устранило католическую угрозу в Шотландии.

Примерно в это же время была ликвидирована и ультра-протестантская угроза. К середине 1590-х гг. пресвитериане стали оказывать существенное влияние на общественно-политическую жизнь страны: они пытались запретить торговлю с католической Испанией, проведение ярмарок по выходным и театральные постановки, открыто критиковали короля и его министров за пренебрежение божественными установлениями. В декабре 1596 года во время нахождения Якова VI в Эдинбурге там вспыхнул мятеж ультра-протестантов. 5 августа 1600 года был раскрыт новый заговор Гоури, когда ряд ультра-протестантских баронов пытались захватить короля. Эти волнения позволили королю разгромить радикалов и изгнать их лидеров из страны.

Церковная политика

Устранение политической опасности со стороны католиков и ультра-протестантов позволило Якову VI перейти к претворению в жизнь собственных представлений о месте церкви в государстве. К середине 1590-х годов доктрина Эндрю Мелвилла о «двух царствах», предполагающая фактическое подчинение государственной власти пресвитерианской церкви, получила широкое признание в Шотландии. Епископы полностью лишились власти, духовенство перестало принимать участие в парламентах, а генеральные ассамблеи шотландской церкви все больше вмешивались в дела государства. Торжество пресвитерианской модели управления было зафиксировано статутом 1592 г.

С 1596 года король постепенно начал усиливать свою власть в церковных вопросах. Манипулируя временем и местом созывов генеральных ассамблей и используя политическое давление, Яков VI смог добиться признания за королём права назначения пасторов в важнейшие приходы и восстановить участие епископов в парламенте страны. В 1604 году король отказался созвать генеральную ассамблею церкви, а несколько делегатов, пытающихся без королевской санкции возобновить заседания, были арестованы. Выступивший в защиту прав церковнослужителей Эндрю Мелвилл был в 1606 году брошен в Тауэр. Следующим шагом стала реставрация роли епископата. Законом 1606 года епископам были возвращены земельные владения и ренты, секуляризованные в период протестантских реформ, а также полномочия по контролю над синодами и пресвитериями.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ