Юрий Фельзен: биография
В творчестве Фельзена преобладают мотивы субъективного искательства, непрекращающейся меланхолии, но в то же время художественному мироощущению автора свойственная оригинальная лирическая зоркость. Лирический герой Фельзена (например, Андрей Завадский в повести «Неравенство» — молодой эмигрант, окутанный флёром трагического осознания своей «неусмиренности» и «беспокойности», принадлежащий к типу «парижского мечтателя», он — «безопорный человек с навязчивым духом одиночества и несвободы», который вынужден заниматься непрекращающимся поиском точных слов для литературного отображения «нелюбимой» действительности, кажущейся абсурдной и неустроенной. Ему присущ комплекс литературного «лишнего человека», образ которого проходит причудливую трансформацию в эмигрантской «молодежной» литературе, по сути сохраняя все основыне признаки. Его можно считать своеобразным литературным двойником автора, неспособным адаптироваться к закрытой для него среде, вынужденного размениваться на быт, а каждое выражение устремленности к духовному в условиях господства деструктивной повседневности может быть воспринято как его личностный подвиг. Лирическая героиня Фельзена максимально опоэтизирована «мечтателем», к ней обращено возвышенное чувство повествователя, в итоге она превращается в единственную опору для героя, ищущего в ней некое духовное успокоение; она предстает Прекрасной дамой, воплощающей в себе идеал мечущегося мечтателя-эмигранта. Фельзен избирает для себя новаторскую жанровую форму, обращаясь к эпистолярной исповеди, в большой степени проникнутой лиризмом, субъективным восприятием жизни, что неизбежно вызывает у читателя ощущение искренности рассказчика.
Фельзена с полным на то основанием считали писателем для писателей, а не для широкой публики.
Сочинения
- повесть «Обман», изданная в Париже в 1930 году в издательстве Я.Поволоцкого и Ко
- роман «Счастье», увидевший свет в Берлине в 1932 году в издательстве «Парабола»
- роман «Письма о Лермонтове», увидевший свет в 1936 году
- повесть «Неравенство»
- новеллы «Пробуждение» (1933), «Композиция» (1939), опубликованные в журнале «Современные записки»
- критические статьи в различных литературных изданиях русской эмиграции, в том числе:
- Умирание искусства // «Круг», №2, 1937
- Повторение пройденного // «Круг», №3, 1938